Выставка «Метагеография» открылась в Третьяковской галерее в пятницу, 25 сентября. Экспозиция стала новой версией проекта, сделанного в сентябре 2014 года для воронежского фестиваля «Чернозем» (она была показана в музее Крамского).
В столице она открылась в рамках Московской Биеннале искусств.
Слово «Метагеография», давшее название выставке, – это междисциплинарная область знания, находящаяся на стыке науки, философии и искусства. Говоря проще, метагеография – это философия пейзажа, философия пространства, экзистенциальная география. Воронежская выставка собрала около 200 работ, представлявших свое видение пространства. Кураторами «Метагеографии-2014» были географ и художник — Дмитрий Замятин и Николай Смирнов.
Как рассказал обозревателю бывший руководитель фестиваля “Чернозем” Дмитрий Большаков (фестиваль закрылся в 2015 году из-за финансовых сложностей) первоначальный замысел проекта состоял в том, чтобы показать современное искусство через традиционные медиа.
- Я предложил Николаю Смирнову сделать выставку со станковой живописью, но современную. Николай придумал идею “Метагеографии” и сделал ее, собрал для нее авторов.
Выставка в Третьяковской галерее, при том же названии и идее, уже значительно шире. По словам куратора экспозиции, зав. отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светлякова, у новой «Метагеографии» - «другой состав, другая систематика, 70 процентов выставки - это совсем другие работы». Так, например, на выставке произведения современного искусства будут сопоставлены с историческими картами и геодезическими инструментами из Государственного исторического музея и Московского государственного института геодезии и картографии.
В московской «Метагеографии» собраны работы более 30 авторов. Выставочный проект объединяет опыты географов и художников, принадлежащих к трём поколениям российского искусства – от 1960-х до 2000-х годов. Среди участников выставки есть и два молодых воронежских художника - Егор Астапченко и Николай Онищенко.
– На «Метагеографии» будет три моих работы (две работы серии «Дон. Граница», графика, совмещённая с печатью и видео «Память о будущем»). В графических работах используются карты Черноземья как художественного основа, на которой из рукотворных «границ» вырисовываются условные пейзажи. Основой для видео послужили размышления на тему беспрерывного заполнения пространства обитания человека огромным количеством новых материальных конструкций. В связи с этим встаёт вопрос о возможности самоочищения среды, о будущем поглощении нагромождений, придуманных человеком бесконечным белым пространством снежного поля. Воронежские территории в работах – в прямом смысле основа (спутниковые карты пригородов Воронежа, видеосъёмка полей), в которую добавляются новые слои, «проявляя» новые образы.Егор Астапченко,
художник
Выставка продлится в Третьяковской галерее на Крымском валу до 7 февраля.