Бывшая заведующая воронежским детсадом Галина Рыкова убедила суд в своей невиновности по делу о мошенничестве. Женщина добилась оправдательного приговора – таких решений в регионе бывает всего несколько за год. Рыкову обвиняли в хищении денег из бюджета на ремонте туалетов в группах детсада.

История Галины Рыковой обнажила проблемы воронежских детсадов, когда родители ради нормальных условий для малышей вынуждены сдавать деньги на ремонт в группах, показала беспорядок и противоречия в этой системе.

Бывшая заведующая рассказала журналисту РИА «Воронеж», как два года боролась за снятие обвинений и одновременно лечила маленькую дочь от онкологии.

В чем обвинили заведующую

В городской прокуратуре дело Галины Рыковой назвали «первым коррупционным преступлением в отношении заведующей детсадом в Воронеже», которое дошло до суда. Обвинительный приговор по статье «Мошенничество с использованием служебного положения» (ч.3 ст. 159 УК РФ) должен был стать прецедентным – практикой для подобных дел в будущем. Обвинения в адрес заведующей детсадом №180 на улице Туполева были вполне однозначны и казались обоснованным.

По версии следствия, Галина Рыкова в июне 2013 года собрала с родителей трех групп детсадовцев деньги на ремонт туалетов. Тем самым она «создала все условия для совершения преступления». Для «исполнения преступного плана» заведующая предоставила в бухгалтерию дошкольных учреждений Левобережного района якобы фиктивные документы с ложными сведениями о покупке плитки на стены и пол, цемента и клея на общую сумму 65 тыс. рублей. Договор от 12 июля 2013 года она передала бухгалтеру, которая перечислила деньги из бюджета фирме «Супертрейд». Фактически поставки стройматериалов не было.

Согласно материалам дела, деньги со счета фирмы «Супертрейд» сняло некое «неустановленное лицо» и передало деньги посреднику, а тот наличными отдал их Рыковой.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Как сообщал сайт областной прокуратуры, коррупционное преступление выявила проверка. По ее результатам в полиции возбудили уголовное дело о мошенничестве с использованием служебного положения (ч.3 ст. 159 УК РФ).

Основным свидетелем обвинения стал Вячеслав Михайлов, посредник, составляющий сметы для детсадов. В суде он назвал себя «простым шабашником» и объяснил, что хотел помочь заведующей безвозмездно, «ради рекламы». Михайлов рассказал, что сам нашел некого Валеру, который помог провести и обналичить деньги через «Супертрейд». По просьбе Валеры Михайлов расписался в документах от имени директора фирмы. Деньги от Валеры он получил на стоянке и якобы передал их Рыковой в ее кабинете.

Детсадовский ремонт в деталях

История с ремонтом в группах детсадов за счет родителей обычна для Воронежа. Большинству зданий дошкольных учреждений по 20-40 лет. Как правило, в бюджете нет средств на ремонт всех ветхих помещений. На выделенные из казны деньги зачастую латают крыши, ремонтируют актовые залы, кухни и бассейны. Смену окон в группах и ремонт туалетов часто оплачивают родители. Они готовы на траты ради комфорта детей. Нередко вместе с добровольными пожертвованиями в ремонты вкладываются бюджетные деньги.

В июне 2013 года заведующая провела собрание для родителей малышей из нового набора. После осмотра помещений родители, шокированные их ужасным состоянием, решили сдать деньги на ремонт туалетов и пластиковые окна.

Туалетные комнаты аналогичного типа 
 

– Денег из бюджета на ремонт в группах обычно нет. Заведующих ориентируют на то, чтобы ремонтировать помещения за счет добровольных пожертвований родителей. До июля в 2013 году у нас на капитальный и текущий ремонт, как и в большинстве детсадов на Левом берегу, денег было ноль, но выделить их обещали. Во время родительского собрания я предложила родителям оплатить работу мастера или сделать ее самим, а плитку и сантехнику договорились купить за бюджетные средства, – рассказала Галина Рыкова.

Деньги с родителей собирала через воспитателей заместитель заведующей, а когда та ушла в отпуск, старший воспитатель. Отметки о сдаче средств делали в разных тетрадях. По словам воспитателей, родители сдавали на ремонт совершенно разные суммы – от 1,5 тыс. до 3,5 тыс. рублей. На пожертвования согласились далеко не все, а кто-то отдал деньги в начале учебного года.

По словам Галины Рыковой, ее заместителя и других сотрудниц детсада, для составления смет на ремонт они всегда обращались к Вячеславу Михайлову. Его рекомендовал ведущий специалист отдела образования Левобережного района, который курировал хозяйственные вопросы в подшефных детсадах. Посредник делал расчеты, составлял сметы, находил рабочих, помогал с закупкой стройматериалов.

По словам Галины Рыковой, договор с фирмой «Супертрейд» она заключила через Вячеслава Михайлова. Он готовил договора, счета, товарные накладные на те самые 65 тыс. рублей. Формально бумаги подписали 12 июля 2013 года, но поставку плитки, цемента и клея ради начала ремонта сделали досрочно, в конце июня.

 
 

– Во время ремонта старались экономить на всем. Положить плитку недорого согласился папа наших воспитанников. Родительский комитет сам с ним расплачивался – по 25 тыс. рублей за туалет, всего 75 тыс. рублей. Я договорилась с вахтером, который клал и подключал трубы за минимальную плату. Ему за все три помещения из пожертвований заплатили 30 тыс. рублей, – пояснила Галина Рыкова. – В итоге ремонт в каждой туалетной комнате обошелся в 120 тыс. рублей. В 2013 году на сайте госзакупок можно было увидеть предложения по ремонту в детсадах в аналогичных помещениях на 16 квадратных метрах на 450 тыс. рублей. Нам же ремонт трех туалетов обошелся в 360 тыс. рублей, из которых немалую часть составили добровольные пожертвования.

Особая атмосфера дошкольного учреждения

В 2013 году на детсад №180 обрушились многочисленные проверки из разных инстанций. Их проводили по жалобам на заведующую от педагогов детсада и анонимкам.

По словам Галины Рыковой, коллектив в учреждении подобрался непростой. После ее назначения на должность заведующей в 2011 году в детсад пришла работать старшим воспитателем бывшая сотрудница отдела образования управы, живущая неподалеку. Заместителем стала бывшая заведующая. Сразу после назначений Галина Рыкова ушла на больничный: ей нужно было лечить маленькую дочь, у которой обнаружили онкологическое заболевание.

Заведующая выходила на работу между химиотерапиями у ребенка. В конце 2012 года случился конфликт, во время которого заместитель хотела уволиться, но Рыкова ее уговорила остаться.

Галина Рыкова
Фото — Михаил Кирьянов

– Жаловались куда только можно на мою «неправильную» работу, на низкую зарплату. В мое отсутствие заместитель распределяла деньги, по ее мнению, я все делала неправильно – закупки не у тех поставщиков, не тех детей и сотрудников принимала. Они в мое отсутствие и привели в сад Михайлова, с которым я до этого не работала. Судя по всему, появились определенные договоренности. Мой выход на работу помешал их планам. Не зря он потом так легко дал против меня показания, – предположила Галина Рыкова.

Развязка конфликта случилась в ноябре 2013 года, когда заведующая после трех недель на больничном вернулась на работу. В первый рабочий день к Рыковой пришли две проверки – из контрольно-аналитического управления города и городской прокуратуры, сотрудники которой работали вместе с оперативниками из отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Проверка шла больше месяца, и 9 декабря 2013 года в отношении Галины Рыковой возбудили уголовное дело.

Два года под следствием

Следствие и суды по делу Галины Рыковой заняли почти два года. Женщина ходила на допросы и продолжала возить дочь на лечение в Москву.

– По совету адвоката на следствии я отказалась давать показания, воспользовавшись правом не свидетельствовать против себя. В августе 2014 года следователю нужно было, чтобы я за неделю ознакомилась с делом в 15 томов. Он стал намекать, что из-за поездок на лечение ребенка изменит мне меру пресечения на СИЗО, если быстро не подпишу. Еще в большем ужасе я была от сообщения прокуратуры, где меня назвали первой коррупционеркой среди заведующих Воронежа. Мое имя прозвучало во всех СМИ, о моей ситуации рассказали руководству всех детсадов города, – рассказала Рыкова.

Что установил суд

В июне 2015 года Левобережный райсуд оправдал Галину Рыкову, сняв с нее обвинения в мошенничестве. В сентябре облсуд утвердил оправдательный приговор.

В деле заведующей детсадом показания давали больше ста свидетелей. Однако ни один из них, за исключением Вячеслава Михайлова, не указал на виновность Рыковой. Родители остались довольны хорошим ремонтом. Воспитатели, хоть и говорили о напряженной обстановке в коллективе, воровкой Рыкову не считали.

 
 

Суд не увидел в действиях Рыковой умысла на хищение, как и факта передачи денег. Следствие не сумело указать и точную стоимость плитки и ремонтных работ, цену труб и сантехники. Поэтому доводы обвинения о том, что ремонт и покупку стройматериалов провели только на деньги родителей, не подтвердился, решил суд. Более того, представитель отдела образования Левобережного района заявил в суде, что Галина Рыкова ущерба бюджету не причинила и потому гражданский иск к ней никто предъявлять не собирается.

Суд назвал необъективными показания Вячеслава Михайлова, счел их противоречивыми и отверг. Во время процесса суд поймал Михайлова на лжи, когда выяснилось, что он расписался в документах «Супертрейд» за директора и бухгалтера. Никто из сотрудников не видел на работе Галину Рыкову в день, когда ей якобы передали деньги. Из детализации телефонных звонков Михайлова выяснилось, что тот не был 16 августа в детсаду №180.

– В суде выяснилось, что транзакция в 65 тыс. рублей поступила на счет ООО «Супертрейд», но деньги не списывались. Как показала экспертиза, достоверно определить, куда конкретно были израсходованы средства в размере 65 тыс. рублей, не представляется возможным, – отметил Павел Рыбалка, адвокат Рыковой. – Из этого следует, что фактически Галина Николаевна сделала для города ремонт в детсаду бесплатно. В благодарность ее отправили под следствие, уволили и судили.

«Вычеркнутая» из жизни

Суд признал за Галиной Рыковой право на реабилитацию. Бывшая заведующая добивается компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование, которым ее опорочили перед коллегами. Женщина оценивает ущерб в 3 млн рублей.

Так как прокурор привлечен по гражданскому делу в качестве третьего лица, он «не обязан давать каких-либо объяснений по существу», пояснили в городской прокуратуре в ответ на запрос РИА «Воронеж» о деле Рыковой, коротко обозначив версию обвинения.

Второй иск Галина Рыкова подала о восстановлении на работе. Причиной увольнения стало уголовное дело, уверена она. Однако по бумагам заведующую уволили, не продлив трудовой договор. В мэрии журналисту РИА «Воронеж» пояснили, что увольнение Галины Рыковой было законно.

– Из-за уголовного дела я в 40 лет оказалась вычеркнута из жизни. Осталась без любимой профессии, без средств к существованию с ребенком-инвалидом на руках. Никто не верил, что мне удастся добиться правды, очиститься от всей этой грязи. В суд верила я одна. Было очень страшно, что осудят ни за что. Слава Богу и профессионализму суда, этого не произошло. Теперь буду добиваться восстановления на работе или получения новой работы в сфере дошкольного образования. Так как в суде я доказала свою невиновность, очень надеюсь на порядочность работодателя, – отметила Галины Рыкова. – Однако пока от работодателя – городской администрации – ни помощи, ни предложений работы я не увидела. Вместо того, чтобы на моем примере оправдать и поддержать всех руководителей образовательных учреждений, кто неимоверными усилиями приносит пользу людям, от меня отвернулись и защищаются в суде.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».