Выставка работ художника Павла Филонова «Рабочий Изо» открылась в воронежском музее Крамского в среду, 3 июня. В рамках Платоновского фестиваля экспозицию привез Государственный Русский музей, она будет работать до 5 июля.
Воронежцы увидели поздние работы мастера из цикла «Головы», которые считаются автопортретными, и «формулы» художника — «Формула расцвета», «Формула буржуазии», «Формула весны» и другие. Всего в экспозицию вошли 43 работы Филонова. По словам заведующей отделом рисунка Русского музея Натальи Козыревой, выставки известного авангардиста проходят очень редко.
– Так сложилось, что почти все наследие Филонова находится в Русском музее, это более 300 произведений. Его графические работы требуют крайне бережного обращения – бумага старая и слабая, она боится света. Первая выставка работ Филонова прошла в 1988 году, вторая – в 2006 году, мы делали ее вместе с Третьяковкой. Еще одна выставка прошла в Екатеринбурге. Воронежская экспозиция – четвертая в истории. Ее нестыдно назвать значительной – здесь 15 живописных и 28 графических работ, – рассказала Наталья Козырева.
По ее словам, работы Филонова «созвучны» с творчеством Андрея Платонова.
– Невозможно говорить о прямой связи живописного произведения и текста. Но это были люди одного масштаба, которые одинаково воспринимали изменения окружающего мира. Они фиксировали не частные, а глобальные перемены и переживали их приблизительно одинаково. И мне иногда кажется, что непростой, «корявый» язык Платонова близок непрямолинейному, тяжелому живописному языку Филонова,Наталья Козырева
заведующая отделом рисунка Русского музея.
Павел Филонов – один из ярчайших авангардных деятелей первой трети XX века, основатель аналитического искусства. Художник исповедовал принцип «сделанности» произведений искусства — под этим он подразумевал исключительную точность и техническое мастерство. Он был убежден, что в работе художника нет сакрального, есть лишь набор инструментов, материалов и цель. Павел Филонов считал, что живописец должен быть профессионалом, как и маляр. Поэтому он предпочитал, чтобы его звали не художником, а мастером.
Ранее воронежцы видели лишь две работы мастера — на Платоновфесте-2011 в рамках экспозиции из собрания Третьяковской галереи в музее Крамского выставлялись его «Портрет Е.А. и П.Э. Серебряковых» и «Композиция с шестью лицами».