Областной краеведческий музей в канун годовщины освобождения Воронежа предлагает школьникам почувствовать себя солдатами Красной армии.
В канун годовщины освобождения Воронежа от фашистских захватчиков местные школьники собирались «на фронт». Правильно укладывать вещмешок красноармейца их учили в одном из отделов областного краеведческого музея – музее «Арсенал». Сотрудники «Арсенала» разработали интерактивную образовательную программу «Сорок третий… Хроника событий», посвященную событиям 25 января 1943 года.
– Я предлагаю вам добровольцами вступить в ряды Красной армии, – такими словами встретила 2 «б» класс гимназии имени Басова сотрудница музея, одетая в гимнастерку и пилотку. – Вы готовы?
– Да! – с энтузиазмом отозвались будущие бойцы.
После того, как "новобранцы" получили военное обмундирование, пока состоящее только из пилотки с красной звездой (позднее каждый получит еще и плащ-палатку), разделились на три отделения и выбрали командиров, началось изучение азов военной подготовки.
– Программа рассчитана на учеников младших классов, но и тут в зависимости от возраста мы проводим либо более упрощенные занятия, либо даем программу посложнее, – рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Ираида Прокопенко. – Например, ребята постарше у нас изучают азбуку Морзе и потом пишут шифрованные записки. Первому-второму классу, скорее всего, такое задание покажется сложным.
В качестве первого боевого испытания ребятам предложили собрать солдатский вещмешок. Правда, назначение некоторых предметов, необходимых в быту солдату Красной армии в 1943 году, вызвало у юных «бойцов» 21 века недоумение.
– Как вы думаете, солдаты во время войны носили носки? – задает наводящий вопрос Ирина Прокопенко, держа в руках кусок светлой ткани, который ребята уже назвали полотенцем, простыней и одеялом.
Даже после того, как школьникам объяснили, что носки солдату заменяла портянка, функции этого предмета остались для них не совсем понятными. Зато как можно нестандартно использовать на войне одеколон, ребята придумали сразу.
– Укладывать волосы!
– Чтобы пахнуть хорошо!
– Немцев травить! – наперебой предлагали они.
Когда вещмешки были собраны, «солдаты» расположились на привал рядом с землянкой, чтобы под звуки патефона отдохнуть и послушать песни военных лет. А чтобы не терять времени, в свободную минуту им предложили написать письма с фронта. Кто-то писал подруге, кто-то родным и близким, некоторые передавали приветы, а кто-то рисовал рисунки. Вжившийся в образ солдата Миша отправил весточку с фронта маме и бабушке. «Здравствуйте, мои бабушка и мама! – неровным почерком начал он. – Я жив, здоров. Пишу с фронта. Мне подарили пулемет и гранатомет». Готовое письмо Миша аккуратно свернул в солдатский треугольник, подписал и нарисовал пятиконечную звезду.
Вся интерактивная программа длится не более полутора часов, но ребятам, кажется, этого показалось мало. Перед уходом они с сожалением стягивали с себя пилотки и плащ-палатки. Первая такая программа прошла еще год назад. Она была подготовлена к 70-летию со дня освобождения Воронежа. Тогда за январь и февраль в ней приняли участие 986 детей не только из воронежских школ, но и из разных районов области. Причем, по словам сотрудников музея, желающих было так много, что им пришлось возобновить проведение интерактивных занятий и перед Днем Победы. Сейчас дни проведения экскурсий расписаны уже до конца февраля.