В галерее Х.Л.А.М. открылась философская выставка о мире насекомых. В экспозиции «Вне поля зрения» собраны работы трех молодых воронежских художников. Три автора – Евгения Ножкина (ее мягкие скульпутры воронежцы могли видеть совсем недавно на выставке «Народные мотивы в творчестве современных художников Черноземья»), Егор Астапченко и Сергей Ряполов (работы Егора и Сергея на днях выставлялись в Воронежском центре современного искусства) – представили свое видение таинственного мира насекомых.
– Обычно у взрослых насекомые вызывают только неприятие. В лучшем случае мы их просто не замечаем, а если встречаем дома, то стараемся убить их. По сути, большинство из нас рассматривали насекомых только в детстве, когда нам все было интересно. Здесь я остановилась на знакомых нам с детства насекомых – только увеличила их в масштабе, чтобы была возможность рассмотреть их как следует. И тогда можно увидеть, что, например, бабочка, которую мы привыкли считать красивой, вблизи довольно страшное существо. Перед выставкой я принципиально не листала никаких книжек по зоологии, не стремилась изобразить насекомых точно, я пыталась донести наши воспоминания детства,
Насекомые в контексте выставки - идея, на примере которой познаётся мир. Будь то объемные фигуры насекомых Евгении Ножкиной или линейные трансформации проекций насекомых Егора Астапченко, которые подобны визуальным образам, попавшим на зрительную кору головного мозга, или языковые конструкции в работах Сергея Ряполова как результат и конечная цель гносеологической деятельности человека.
– Здесь принципиально построение выставки, – объясняет художник Егор Астапченко. – Сначала мы видим огромные гипертрофированные образы насекомых, потом они схематизируются и в конце концов эта схематизация доходит до абстракции, просто до набора линий. Затем еще упрощается, становится текстом, чистой мыслью. По нашей идее, насекомые – это пример, на котором мы показываем восприятие каких-либо вещей, художником, например. Сначала мы видим что-то, рассматриваем, затем схематизируем и постепенно вещь становится понятной, остается мысль.
Финальная точка экспозиции – взгляд на мир глазами насекомого. На стену транслируется видео, разделенное на шесть фрагментов. На каждом из шести экранов зритель наблюдает за прохождением одного и того же маршрута, но с разных точек.
– С одной стороны, это вроде бы взгляд глазами насекомого: шесть экранов – это как фасеточное зрение, фоном звуки, которые издают настоящие насекомые. С другой стороны, это дает и нам возможность прочувствовать, как по-разному мы иногда видим одни и те же вещи, – поясняет автор видео Егор Астапченко.
По словам организаторов выставки, трактовать экспозицию можно как угодно. Сами авторы видят в ней иллюстрацию процесса человеческого мышления. Философ Андрей Коробов-Латынцев в своей рецензии написал, что авторы выставки «пускаются в поиск языка для описания Бытия и его истины» - и с ним авторы тоже согласны.
– Мы вправе трактовать экспозицию по-своему: у кого-то эти работы вызывают социальные ассоциации, у кого-то интерес на стыке чего-то человеческого и биологического, – говорит директор галереи Х.Л.А.М. Алексей Горбунов.