В галерее Х.Л.А.М открылась вторая персональная выставка Кирилла Савельева «Фотографии». Несмотря на название выставки рассматривать ее с точки зрения фотографии, оценивая выдержку и экспозицию, практически невозможно: при таком подходе фотографии Кирилла больше похожи на технический брак – где-то явный недосвет, где-то прямая вспышка выбеляет детали, где-то композиция перекошена, как будто автор случайно сдвинул фотокамеру. Однако все то, за что другой фотограф, возможно, выбросил бы файл в корзину, для Кирилла Савельева становится принципиальной составляющей фотографии.
– Это мало кто делает специально, – объясняет автор. – Кто-то же должен делать ошибки. Я никак не могу объяснить, почему я выбираю ту или иную фотографию. Если бы я мог это объяснить – значит, это плохо. Нельзя определить хорошую фотографию рационально, по критериям «подходит-не подходит», ее видно сразу. Как у меня происходит отбор? Сначала я отбираю часть снимков, потом из них еще раз выбираю, удаляю часть, потом еще раз. При этом рациональное мышление я полностью отключаю, оно мешает.
– Посмотрите, например, на студийную фотографию, на то, что считается хорошим фото: она полностью идет от мозга, это ремесло, какое-то техническое совершенство, которое легко практикуется штампами и бездумной работой. А это другое, такое внутреннее,
В небольшой экспозиции из трех десятков фотографий самая старая работа – 2010 года, остальные сделаны за последние год-два. На большинстве фотографий – простые моменты жизни, запечатленные «как есть», без единой попытки приукрасить. Родственники, кот, чашки на столе, беспорядок на диване, кусочек улицы…
– Эта выставка о себе, о семье, о доме. А с другой стороны, не о себе, не о семье и не о доме. Ни о чем. Потому что это глубже и шире,
Несмотря на кажущуюся простоту («Я же тоже так могу!») в фотографиях Кирилла есть что-то, что, по словам посетителей выставки, «переворачивает душу».
– Тут есть прекрасное видео, которое все объясняет, – показывает художник Илья Долгов. – Оно снято так, как будто просто кто-то с камерой балуется или как будто собаку заставили снимать. И собственно большинство фотографий – они, в общем-то, так же и сделаны, в каком-то режиме игры, но игры не какой-то творческой, не развлечения, а вот как ребенок какой-то кубик крутит, когда он пытается его состыковать, а он не состыковывается. И тут он случайно выхватывает момент – и-за этого люди выглядят очень странно, не как персонажи, а как какие-то комки действительности. И все это очень интересно.
При этом, как отмечает директор галереи Х.Л.А.М. Алексей Горбунов, по сравнению с предыдущей выставкой Кирилла Савельева «Я люблю фотографировать» (она прошла в Х.Л.А.М.е в мае 2012 года), ее автор заметно вырос в своем творчестве и сегодня может по праву считаться одним ярких современных воронежских художников.
– Кирилл Савельев перевоплощает изношенный житейский материал в пространство и образы большой силы, – отмечает Алексей Горбунов. – Мало кому доступны подобная сдержанность и обеднённость, ведь у мастеров в ходу спецэффекты, символы, шутки, красоты и проповеди. Ко всем своим многочисленным персонажам и к миру, как таковому, Кирилл относится весьма великодушно. В работах воронежского художника царит неточность, и тем не менее его картинки дают ощущение жизни.
Замечено, что с появлением компьютера реальность стала «уходить». Кирилл ищет какую-то свою правду, и художественная часть его работ во сто крат выигрывает у репортажной. Говорят, что поэзия – это полезная правда. У фотохудожника же самое трудное дело – отбор важной реальности,
Выставка будет работать до 16 февраля. Вход свободный.