В день 85-летия Воронежской области ведущие ученые Воронежа рассказали об истории региона, его потенциале и перспективах развития. Научно-практическая конференция, посвященная юбилею области, прошла в ВГУ в четверг, 13 июня.
Интересными фактами из истории создания воронежской высшей школы поделился доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России ВГУ Михаил Карпачев:
– О том, что в благодатном Черноземном крае необходимы учреждения высшего образования, заговорили еще при императоре Александре I. Тогда в России создали 10 учебных округов, и в каждом открыли университет. Одним из городов-кандидатов в 1802 году был Воронеж, но в силу обстоятельств университет открыли в Харькове. Только в начале ХХ века к этому вопросу вернулись и стали готовить для создания университета документы. Однако пригодились они для открытия сельскохозяйственного института имени Петра Великого, который и стал первым вузом Воронежа.
Воронежский госуниверситет появился лишь в 1918 году после эвакуации в столицу Черноземья Юрьевского университета из Прибалтики.
– «Пролетаризация» привела к тому, что многие ученые лишились возможности работать в университете, на смену им пришли молодые преподаватели. Было много псевдонаучного «лихачества», вроде бригадного метода обучения, когда один студент отвечал за всю группу и ставилась общая оценка. Старых профессоров, которые не очень-то придерживались марксистско-ленинской методологии, выводили на суд пролетарского студенчества, а в 1930-е годы даже репрессировали, – рассказал Михаил Карпачев.
В 1926 году в Воронеже открылся еще один институт – зооветеринарный. А в 1929 году правительство вдруг решило закрыть многопрофильные вузы и сделать акцент на отраслевых, которые готовили бы кадры для первых пятилеток. Так возникли несколько вузов на основе факультетов: из педагогического факультета ВГУ вырос пединститут, из медицинского факультета – мединститут. А на базе СХИ появились технологический и лесотехнический институты.
Потом все же решили сохранить в СССР 13 университетов, и среди них – Воронежский. В 1970-х годах ВГУ вошел в пятерку вузов страны, награжденных орденом Ленина, что считалось высшей оценкой.
– Интересна судьба Воронежского авиационного института, созданного прямо перед войной. В 1941 году он был эвакуирован в Ташкент, но после войны в Воронеж не вернулся, так как город был разрушен. Часть института осталась в Ташкенте, часть переехала в Куйбышев (Самару) и Ленинград. Тем не менее авиационный институт оставил след на воронежской карте: всем известен район ВАИ, хотя самого вуза там нет, – отметил Михаил Карпачев.
О ресурсном потенциале недр Воронежской области рассказал доктор геологических наук, декан геологического факультета ВГУ Виктор Ненахов.
Регион богат никелем, золотом, платиной и палладием. Настоящее сокровище Воронежской области – строительный песок. Высокое содержание диоксида кремния в воронежских кварцевых песках позволяет не только получать из него высококачественное стекло, но и изготавливать оптоволокно. Кроме того, в отходах стекольного производства содержатся миллионы тонн титана, 95% которого мы в настоящее время импортируем. Одна Воронежская область могла бы покрыть значительную часть этих потребностей.
Не менее ценным объектом добычи является циркон – минерал, которым также богаты наши пески. Он применяется для изготовления конструкций ядерных реакторов, в металлургии. За счет глубокой переработки воронежского песка можно создать 10-15 тыс. т циркониевого сырья.
– Важное место в ближайшем будущем займет агро- и химическое сырье. Речь идет о цеолитах, глауконите, бентонитовых глинах. Это различные добавки в почву, которые обеззараживают ее и повышают урожайность. Например, если в почву, зараженную радионуклидами, внести глауконит, то он поглощает эти радионуклиды, и они переходят в форму, недоступную для извлечения растениями. Это направление имеет большое будущее, – уверен Виктор Ненахов.
Экологических проблем Воронежа и Воронежской области коснулся доктор географических наук, декан факультета географии, геоэкологии и туризма ВГУ Семен Куролап.
Воронежская область – регион интенсивного техногенного воздействия на среду обитания и здоровье населения. Источниками экологических проблем являются объекты промышленности, транспорт, состояние инфраструктуры, градостроительство.
– Экологический фон формируется за счет городской застройки, наличия и расположения промышленных объектов. Имеет значение и роза ветров. Так исторически сложилось, что многие предприятия существуют именно там, где проживает население, и техногенный фон оказывает влияние на состояние здоровья людей. У нас нет таких зон риска, в которых бы отмечались экологически обусловленные заболевания, но есть некоторые тенденции, внушающие опасения, – объяснил Семен Куролап.
В результате уплотнения застройки и роста количества автомобилей ухудшается состояние атмосферы в Северном микрорайоне, который в 1970-1980 годы прошлого века рассматривался как образец комфортной городской среды.
По мнению экологов, проблему загрязнения воздуха в городе могли бы частично решить развитие электротранспорта, вертикальное озеленение, отказ от застройки по периметру, в результате которой образуются плохо проветриваемые дворы-колодцы.
Неоднозначное влияние на городскую экологию оказывает Воронежское водохранилище. С одной стороны, водное зеркало улучшает микроклимат. С другой – водохранилище требует очистки и является объектом экологического риска. Вода из него проникает в водозаборы, что приводит к превышениям показателей по содержанию железа и жесткости, поэтому водопроводная вода нуждается в доочистке.
– На факультете географии, геоэкологии и туризма ВГУ мы разработали электронный медико-экологический атлас Воронежа. Он содержит 35 карт, характеризующих состояние окружающей среды города (воздуха, почв, родниковых вод), промышленное и транспортное воздействие, ответные реакции растений на техногенное загрязнение, состояние здоровья населения, риски для жителей города, обусловленные экологическим состоянием среды обитания. Атлас можно увидеть на сайте нашего факультета, – сообщил Семен Куролап.
С докладами также выступили доктор экономических наук Юрий Трещевский, кандидат исторических наук Александр Акиньшин, доктор исторических наук Александр Слинько, кандидат исторических наук Елена Бунеева.