Следователи СКР озвучили версию крушения ракеты «Протон-М» в июле 2013 года. Авария произошла из-за неверно закрепленных датчиков и отсутствия контроля представителей Минобороны, заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин в среду, 27 мая. В ракете был установлен воронежский двигатель. Однако в инциденте с «Протон-М» он был исправен. В отличие от других ситуаций, когда специалисты называют причиной аварий некорректную работу двигателей. Так, по основной версии, авария 16 мая 2015 года ракеты-носителя «Протон-М» произошла из-за нештатной работы двигателя третьей ступени.
За крушение ракеты в 2013 году перед судом предстанут работники Государственного космического научно-производственного центра имени им. М.В. Хруничева. Электромонтажник специзделий Денис Гришин, мастер Александр Николаев и контролер Диана Гудкова обвиняются в нарушении правил безопасности при ведении иных работ ( ч. 1 ст. 216 УК РФ), отметили в СКР.
По версии следствия, Гришин, Николаев и Гудкова в 2011 году занимались установкой на ракету-носитель «Протон-М» датчиков угловых скоростей в канале рыскания. Из-за нарушения технологии они установили датчики неправильно – с поворотом на 180 градусов, фактически «вверх ногами». Система управления ракеты-носителя оказалась нарушена. Поэтому «Протон-М» при запуске рухнул. Из-за крушения ракеты с блоком из трех космических аппаратов «Глонасс-М» государству был причинен ущерб в 5 млрд рублей.
Кроме того, следователи обвинили в халатности (ч. 1 ст.293 УК РФ) начальника 1653 военного представительства Минобороны РФ Марата Насибулина. Как они установили, военный не проконтролировал установку датчиков на «Протон-М». Военный объяснил это тем, что долгое время при установке таких приборов нарушений не выявляли. А еще у Насибулина сократили сотрудников. Два этих фактора натолкнули начальника на идею исключить контроль установки датчиков на «Протон-М». Поэтому сотрудник военного представительства не присутствовал при установке приборов.
- Гришин, Николаев некачественно выполнили работу, то есть создали условия для аварии. Гудкова и Насибулин являлись конечным звеном в процессе, обязаны были устранить эти условия, но ничего не сделали. Последующий контроль уже не позволил бы выявить ошибки в установке приборов. Предотвратить неисправность можно было только на этапе работы в 2011 году, - пояснил Владимир Маркин.
Следователи проанализировали проблемы производства, провоцировавшие крушение ракеты. В 2009-2011 годах в Центре имени им. М.В. Хруничева появилось много новых неопытных работников и выросло количество сотрудников предпенсионного возраста. При этом кадровые проблемы появились в условиях роста объема производства, увеличения количества заказов, что повлияло на качество работ.
- Если смотреть более глубоко на проблему, то причиной, способствовавшей аварии, конечно же, является падение авторитета рабочих профессий, который произошел в 90-е годы, и последовавший за этим дефицит высококвалифицированных кадров, - подчеркнули в СКР.
В качестве причины недавней аварии с «Протон-М», которая произошла 16 мая 2015 года при выводе на орбиту мексиканского спутника, эксперты назвали нештатную работу двигателя третьей ступени. К расследованию инцидента подключили специалистов воронежского КБХА (Конструкторского бюро химавтоматики), сообщили РИА «Новости». По иронии судьбы, в мае 2014 года стартовавший с космодрома «Байконур» «Протон-М» сгорел в плотных слоях атмосферы. Причиной аварии стало разрушение подшипника в турбонасосном агрегате рулевого двигателя третьей ступени ракеты.