, Воронеж
  • 15702

«Ушла в чем была». Воронежским женщинам рассказали, как остановить домашнее насилие

В этом году мужья и сожители убили 4 жительниц региона.
«Ушла в чем была». Воронежским женщинам рассказали, как остановить домашнее насилие «Ушла в чем была». Воронежским женщинам рассказали, как остановить домашнее насилие
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов (из архива); Галина Саубанова

Домашнее насилие часто скрыто от окружающих, а его виновник остается безнаказанным. Руководитель Центра защиты материнства и детства «Ангел-хранитель» Илья Пилюгин предложил объединить усилия разных ведомств для борьбы с домашним насилием. Психологи, общественники, полицейские и врачи обсудили варианты помощи женщинам и детям, страдающим от семейно-бытового насилия, на круглом столе в городской Общественной палате в четверг, 7 ноября.

В 2019 году в отношении женщин Воронежской области на бытовой почве совершено 203 преступления. Из них четыре убийства (с. 105 УК РФ), семь случаев тяжких телесных повреждений (ст. 111), 15 – причинения вреда здоровью средней тяжести (ст. 112), один – истязания (ст. 117) и 114 – угроз убийством или причинения тяжких телесных повреждений (ст. 119).

Данные ГУ МВД по Воронежской области 

Необходимое убежище

В 2018 году в «Ангел-хранитель» обратились 192 женщины, пострадавшие от насилия.

Илья Пилюгин1.jpg

– Мы занимались профилактикой абортов и обратили внимание, что часто женщины хотели прервать беременность из-за того, что муж или сожитель систематически издевается, избивает. Пострадавшие убегали из дома порой в чем были и нуждались в убежище. Для них мы сняли квартиру, организовали гуманитарный склад, где можно получить продукты, одежду. Не было ни одного дня, когда бы приют пустовал. Теперь администрация Воронежа передала нам помещение на Шишкова, 65, где после ремонта мы сможем предоставлять убежище женщинам на срок до трех месяцев. В приюте может находиться одновременно от трех до шести женщин с детьми. С ними работают психолог, юрист, соцработники, помогают решить проблемы и начать новую жизнь, – рассказал Илья Пилюгин.

Для тех, кому не требуется убежище, но нужна поддержка, «Ангел-хранитель» создал проект «Старшая сестра». Волонтеры посещают своих подопечных, вовлекают их в социальную жизнь. Нередко у женщин, убежавших от абьюзера, нет никакого плана действий, и это заставляет их вернуться назад. Проект «Старшая сестра» помогает адаптироваться и жить дальше.

Заявление принять обязаны

Руководитель «Ангела-хранителя» убежден, что нужно работать не только с пострадавшими от насилия женщинами, но с самими домашними тиранами.

– Безнаказанность приводит к усугублению проблем, ведь тот, кто практикует насилие, никогда сам не остановится. Одна женщина обращалась к нам несколько раз на протяжении своей беременности, жаловалась, что муж бьет. Но в приют идти отказалась, ждала, что он успокоится. А вскоре нам позвонили из роддома: женщина родила двойню, но боится возвращаться домой. Мы были готовы принять ее в любой момент, но она так и не решилась уйти. Последнее, что нам известно, – муж ударил не только ее, но и ребенка. Безнаказанное насилие часто переходит на других членов семьи и может закончиться страшно, – предупредил Илья Пилюгин.

Даже если женщины уходят от садиста, часто они не решаются привлечь его к ответственности. Бывает, что в приют «Ангела-хранителя» женщина приезжает из другого города с детьми на электричках, опасаясь, что если поедет на поезде или полетит на самолете, то муж нападет на след.

– Наша задача – ее стабилизировать, поэтому мы не давим, не заставляем писать заявление в полицию. К тому же его часто и не принимают, зная, что женщина может на другой день прийти и забрать, если пара помирилась или заявительницу запугали, – отметил Илья Пилюгин.

Начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Михаил Кушнарев уточнил, что существуют ведомственные приказы, предписывающие принимать любое заявление, особенно содержащее признаки правонарушения или преступления.

Михаил Кушнарев.JPG

– Если заявление не принимают, следует обратиться к вышестоящему руководителю – в каждом районе области есть начальник территориального отдела МВД России. А если и он не разберется, то есть руководство главка, – подчеркнул Михаил Кушнарев.

В Воронежской области на учете в полиции состоят 285 семейно-бытовых дебоширов. На учет их ставят на основании рапорта участкового сроком на год за побои или нанесение телесных повреждений. Если дебошир за год не повторит своих «подвигов», то его снимут с учета.

Участковый должен посещать состоящих на учете раз в квартал, но, для того чтобы контролировать ситуацию в семье, этого недостаточно, считает Михаил Кушнарев.

Школа профилактики

Психолог Центра «Ангел-хранитель» Яна Дунаева убеждена, что важны не только преодоление последствий насилия, но и его профилактика. Для этого Центр защиты материнства и детства планирует запустить проект «Выездная школа». Просветительскую работу будут проводить мобильные группы, состоящие из психолога, юриста и координатора.

Яна Дунаева.JPG

– Не всегда человек даже осознает, что он или его близкие подвергаются насилию. И мы учим это понимать, объясняем, как легче выйти из этой ситуации, где получить помощь. Необходимо снятие табу с самой темы насилия, ведь в нашем обществе принято его не замечать. Женщина не чувствует поддержки. Ей говорят: «Сама виновата, спровоцировала», «Бьет – значит любит». Это многие слышат еще с детства, – рассказала Яна Дунаева.

Психолог указала на связь психосоматических заболеваний, особенно у детей, с тяжелой ситуацией в семье, под гнетом которой находится ребенок. Выросшие в такой атмосфере проявляют насилие и по отношению к своим детям, так как других отношений не знают.

– Выездная школа предназначена для разных групп населения. Специалистам, работающим с детьми (воспитателям, преподавателям, тренерам), мы хотим дать алгоритм действий в ситуации, когда они сталкиваются с домашним насилием в семьях своих подопечных. Можем встречаться с родителями на собраниях в школе, работать с молодежью, студентами, – предложила Яна Дунаева.

Жертвы насилия не готовы быть родителями

Психологу перинатального центра ВОКБ №1 Лидии Квасовой приходилось сталкиваться с тем, что женщина после родов не дает врачу осмотреть себя или мать не подходит к новорожденному. Обычно оказывается, что в детстве этих женщин били или они подвергались сексуальному насилию. В итоге бывшие дети, а ныне – взрослые, не готовы к родительству.

Психолог рассказала, что в перинатальном центре и в женских консультациях региона работают центры медико-социальной поддержки беременных в трудной ситуации, но туда могут обращаться не только беременные. Всего в Воронежской области пять таких центров и 34 кабинета. Лидия Квасова сообщила, что за год проведено почти 9 тыс. консультаций, 797 из них – по телефонам доверия.

Лидия Квасова.JPG

– Также работает программа «Социальный час» – это еженедельный мониторинг состояния здоровья детей и беременных женщин, находящихся в социально опасном положении, который ведут врачи районной поликлиники или женской консультации. И если женщина вовремя не выходит на связь, медработники ее ищут, звонят, приходят домой. Так же контролируют и женщин с тяжелой беременностью, – рассказала психолог перинатального центра.

Чем поможет комиссия ПДН

Когда в приют «Ангела-хранителя» поступает женщина, сотрудники Центра сообщают о ее ситуации в органы опеки и попечительства. Но ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних (ПДН) Галина Кретинина посоветовала обращаться в таких случаях к ним. У ПДН больше полномочий: ее сотрудники могут привлечь соцзащиту, медицину, связаться с полицией.

Комиссии ПДН выявляют семьи и детей, находящихся в социально опасном положении. Специалисты из разных ведомств и учреждений системы профилактики устанавливают, какая помощь нужна семье: социальная, медицинская, психологическая. Может быть, зафиксированы противоправные действия родителей против детей. Тогда неблагополучную семью могут поставить на профилактический учет, с ней работают, а через полгода проверяют, что изменилось.

Галина кретининаjpg.jpg

– Три года назад создан автоматизированный банк данных таких семей. Так что даже при переезде семьи учет сохраняется. За шесть месяцев на учете состояли 1222 неблагополучные семьи, в которых воспитываются 2,6 тыс. детей. Рассмотрены 2384 материала по уклонению от исполнения родительских обязанностей, – рассказала Галина Кретинина.

Карташов.JPG

Начальник отдела социального обслуживания семьи, женщин и детей департамента соцзащиты Воронежской области Николай Карташов напомнил, что в Воронежской области, кроме приюта «Ангела-хранителя», есть и еще кризисные центры – например, в Лисках. В воронежском микрорайоне Сомово действует кризисный центр «Буревестник» на десять мест.

Центр защиты материнства «Ангел-хранитель». Телефон – 8 960 123 88 22. Адрес: Воронеж, улица Шишкова, 65.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: