, Воронеж
  • 8485

Участники воронежской книжной ярмарки: «При нашей жизни бумажные книги не умрут»

Представители издательств – об особенностях развития индустрии.
Участники воронежской книжной ярмарки: «При нашей жизни бумажные книги не умрут» Участники воронежской книжной ярмарки: «При нашей жизни бумажные книги не умрут»
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Книжная ярмарка прошла в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля искусств с 14 по 16 июня. Ее участниками стали более 50 российских издательств и книготорговых компаний. Корреспонденты РИА «Воронеж» поговорили с их представителями об интерактивных книгах, переизданиях классики, сокращении тиражей и о том, проигрывает ли бумажная книга электронной.

– Для детей сегодня выходит много книг с разного рода дополнениями: 3D-картинками, оживающими элементами, дополненной реальностью, QR-кодами. Это способ привлечь современных детей к бумажной книге? Что будет дальше, когда, казалось бы, все технологии уже внедрены?

Представитель издательства «Самокат» в Санкт-Петербурге Ника Максимова:

– Есть принципиальная разница между книжкой и книжкой-игрушкой. Если на открывшихся страницах возникает замок, всегда надо понимать, ради чего это – ради самого замка или это автор так задумал? Есть множество книжек-игрушек – например, такие, с которыми можно купаться, из которых что-нибудь выезжает, интерактивные. Но все это нужно для чего-то, должен быть смысл, зачем это сделано. Что первостепенно – чтобы лучше раскрыть содержание или просто так? Вопрос не в том, как дальше будут развиваться технологии, вопрос всегда в целесообразности. Поп-ап-книжки – это не какое-то новое изобретение, они появились в 1920-х годах. То же самое касается 3D-книжек. Есть большая разница между книжками, в которых 3D ради 3D, и тех, в которых 3D помогает раскрыть замысел. Одно другого никогда не отменяет. Точно так же, как появление электронных книг не убьет книги бумажные. Просто мир не стоит на месте. Я сама читаю что-то в электронном виде, что-то в бумажном. Детская литература не может существовать только в электронном виде, потому что ребенку важна тактильность. Крафтовые книжки из переработанного картона, книжки с оживающими картинками – это всегда форма, которая отражает содержание. А если это делается ради того, чтобы быть сделанным, значит, это не очень искусно сделанная книга.

– Хорошо ли покупают книги в серийном исполнении и не лишает ли это индивидуальности сами книги?

Представитель издательства «Аквилегия-М» Анна Ярлыкова:

– Выпускать серии – однозначно легче для издателей. К нам поступает запрос о книгах определенного плана, и мы решаем объединить их в серию. Читателям тоже получается легче: например, хотят они что-то юмористическое – у нас есть серия «Смешные истории». Хотят фэнтези – тоже серия, детектив – еще одна. Ориентироваться легче. Этот тот случай, когда по обложке судить стоит. Если серия хорошо оформлена, с хорошими обложками, то вкус так же развивается, как если бы каждую книгу иллюстрировал отдельный художник. Наше издательство специализируется на издании современных авторов. Это писатели, которые пишут прямо сейчас. Часто издательства, не только наше, принимают книги под серию. Если не набирается серия, то могут и хорошую книжку не взять, тем более если имя неизвестное. Так что для молодых писателей участие в серии не должно быть обидным, наоборот, это можно воспринимать как ступеньку в развитии.

– Сокращаются ли сегодня в целом тиражи книг?

Анна Виноградова, представитель издательства Livebook:

– Я бы не сказала, что тиражи сокращаются. Если сравнивать с советским периодом, когда Пушкина и других классиков издавали миллионными тиражами, сейчас, конечно, такого нет. Хорошим тиражом сегодня считается 3-4 тыс. экземпляров. Издательства часто выпускают переиздания или дополнительные тиражи. Например, один из наших бестселлеров – книга Мариам Петросян «Дом, в котором» – в этом году празднует юбилей: мы переиздаем ее уже десятый год. Это большая редкость для современного автора. При этом иногда книги выходят с тем же оформлением, а иногда мы делаем новую обложку и иллюстрации.

Права на классику находятся в открытом доступе. Например, существует фильм Стивена Фрая «Russia's Open Book», в котором он рассказывает, что на Достоевском, Чехове и Толстом русская литература не заканчивается. Я согласна с ним в том, что классика – это не ответ на все вопросы, сегодня много прекрасных современных авторов. Классика – не наш профиль. Интереснее знакомить читателей с чем-то более новым. Мы часто говорим, что издаем те книги, которые нравятся нам самим.

– Проще ли существовать издательству широкого профиля, которое выпускает, например, и классику, и детскую литературу, и подарочные альбомы? Или лучше, наоборот, когда концепция более узкая? Зачем сегодня переиздавать классику, если вся она есть в сети? Какие сложности возникают при ее публикации?

Илья Захаренков, представитель издательства «Вита Нова»:

– У нас достаточно узкий концепт – мы выпускаем подарочные иллюстрированные книги, художественную литературу. Детских книжек из них – 2-3%. В основном выпускаем классику. На мой взгляд, лучше, конечно, формулировать для себя некую концепцию и работать в одной нише, это говорит о профессионализме и мастерстве, лучше не распыляться. Все особенности с авторскими правами начинаются, только если мы говорим о книгах XX века. Более ранние классические произведения, XVII – XIX веков, находятся в открытом доступе, с ними все гораздо проще. Наш издательский план – это расширенная школьная программа. Выбираем мы книжки, отталкиваясь от художника. Все наши книги иллюстрированные, поэтому если мы хотим поработать с каким-то художником, мы предлагаем ему поработать, а он, например, выбирает произведение. Или сами художники приходят к нам, желая проиллюстрировать конкретную книгу. Дальше все зависит от того, выходила ли у нас уже такая книжка, закончился ли ее тираж. Поэтому каждая наша книга сделана в индивидуальном стиле. Вообще книгоиздательство в России, на мой взгляд, с определенными нюансами, но держится на плаву. Кризиса нет. Те же классические произведения, которые есть в интернете, все равно покупают, по крайней мере, если это коллекционное красивое издание. К тому же, идея, что книга – лучший подарок, не исчезнет никогда.

– Отличается ли картина спроса на книги в разных регионах?

Надежда, менеджер отдела розницы издательства «Манн, Иванов и Фербер»:

– В Москве родители озабочены исключительно познавательными книгами, посвященными развитию, полезными и прикладными. В Воронеже мы уже в пятый раз и заметили, что здесь родители более спокойные, покупают книжки просто почитать. Мне кажется, в регионах вообще более здоровое отношение к ребенку, нет стремления забить ему голову знаниями. Здесь помнят, что книга – это источник удовольствия. Мне кажется, это связано с тем, что в регионах в принципе жизнь спокойнее, более здоровый психологический климат. В Москве и Питере такая конкуренция, там надо быть самым умным, самым начитанным, самым информированным. У всех массовый психоз на эту тему.

– Проигрывает ли бумажная книга электронной и вообще интернету?

Сергей Аносов, маркетолог издательства «Белая ворона»:

– Да, любую информацию сегодня можно найти в интернете довольно легко. Но найти информацию, которая хорошо подана, красиво проиллюстрирована, – гораздо сложнее. Тем более, информации много, и найти ту, которая соответствует действительности, это тоже задача. Книги все-таки воспринимаются как более экспертное мнение, чем интернет. Мне 30 лет, и я думаю, что при моей жизни книги точно не умрут. Уже много раз объявляли смерть бумажной книги, но этого до сих пор не произошло, потому что есть много нюансов. Бумажная книга – не то же самое, что электронная, и многие будут покупать ее как артефакт. Конечно, процент будет меняться, и он меняется постепенно в пользу электронных книг, но это не такие резкие перемены, как предсказывали раньше.

Зоран Питич, владелец андерграундного независимого издательства «Ноократия»:

– Будущее, конечно, за электронными книгами. Это во многом вопрос привычки и удобства. Я сам люблю читать бумажные книги, лежа на диване. Когда-то электричество отключат, и не будет вашего интернета. Вот тогда бумажные книги понадобятся.

– Можно ли предсказать, какая книга станет бестселлером?

Сергей Аносов, маркетолог издательства «Белая ворона»:

– Мне кажется, ни в одном издательстве никто не может заранее предсказать успех книги. Часто книга становится бестселлером случайно, самый яркий пример – «Гарри Поттер» или Донна Тартт. Не очень важно, сколько лет издательство уже в бизнесе. Да, мы делаем ставки на что-то, можем пытаться прогнозировать, но часто это не зависит от того, что думаем мы, иногда книги выстреливают неожиданно. И наоборот, кажется, что книга выстрелит, а этого совсем не происходит. Жизнь сложнее, и не все можно предугадать.

– Насколько хорошо продаются гуманитарные нон-фикшн-книги, ведь их аудитория крайне мала?

Кирилл Гнатюк, представитель книготорговой компании «Медленные книги»:

– Наша концепция – гуманитарный нон-фикшн, поэзия и немного детской литературы. В первую очередь наша задача – помогать маленьким издательствам, очень часто к нам приходит издательство, которое только появилось. Мы принимаем издательства даже с одной книгой и помогаем им с распространением. Это наша гуманистическая миссия. Чтобы книги не умирали в зачатке. Прослойка людей, которые интересуются чем-то необычным, всегда очень маленькая. Так всегда было и будет. Но книги по архитектуре, искусству все равно покупают. Об электронных книгах я лично задумываюсь, только когда спрашивают. Когда тебя все время окружают бумажные книги, сложно говорить о том, что они исчезают или что их тиражи сокращаются. По-моему, все хорошо. Наш средний тираж – это 500 экземпляров. Недавно к нам пришел альманах удмуртской поэзии в двух частях, его тираж вообще 100 экземпляров. И ничего, расходится очень даже хорошо. А если магазины не хотят брать книги, они лежат у нас или приезжают на ярмарки, например, в Воронеж. Рано или поздно любая книга найдет читателя. Удмуртскую поэзию в Воронеже, кстати, тоже купили.

Контекст

Девятый Платоновский фестиваль проходил в Воронеже с 1 по 16 июня. Кроме книжной ярмарки, в его программу вошли более 90 событий – концерты, спектакли, выставки, опен-эйры и встречи с литераторами. Худрук Платоновфеста Михаил Бычков отметил, что девятый форум искусств прошел в доброжелательной атмосфере.

Второй фестиваль детской и юношеской литературы «Читай-Болтай» имени Самуила Маршака пройдет в Воронеже с 13 по 15 декабря 2019 года. Большой семейный праздник и книжная ярмарка с участием детских и юношеских книжных издательств пройдут в воронежском Дворце творчества детей и молодежи. В 2019 году событие посвятят созданию книги как объекта искусства. Гостям фестиваля покажут, как рождается печатная книга – от возникновения идеи у автора до появления готового тома на полке в магазине.


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: