Сегодня из Воронежа выехали участники пятого трансконтинентального ралли «Пекин – Париж», которое стартовало 28 мая от Великой Китайской стены. В гонке участвуют 96 эксклюзивных ретро-автомобилей от 1907 до 1982 годов выпуска из 21 страны мира,  которые пройдут 12 500 километров по бездорожью и автомагистралям Китая, Монголии, России, Украины, Словакии, Австрии, Швейцарии и Франции. Участников сопровождают 36 машин – «скорая помощь», автомобили техобслуживания, судейских бригад, организаторов. Всего в ралли участвуют 236 человек.

Россию ретро-машины пересекли за 12 дней. Российский маршрут ралли «Пекин – Париж» проходит через Алтайский край, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Уфу, Самару, Саратов и Воронеж. Вчера колонна ретро-автомобилей прибыла в Воронеж из Саратова.

По дороге в Воронеж экипажи заехали в Борисоглебск. К сожалению, без поломок не обошлось. Но борисоглебские техники не подкачали и подлатали «ягуар» пятидесятых годов прошлого века. В заторе у ремонтируемого моста через реку Ворона для многих водителей представилась редкая возможность рассмотреть автостаричков и сфотографироваться на память.

В общей сложности техническую помощь на российском маршруте оказывают более двухсот волонтеров из автоклубов. В Воронеже координаторами стали участники клуба любителей авто-мото старины «Раритет». Председатель клуба Игорь Усачев передвигается по стоянке исключительно бегом: за остаток вечера ему нужно осмотреть все автомобили, которые нуждаются в помощи, и вместе с командой воронежских волонтеров помочь участникам ралли заделать поломки.

– На Мерсдес Бенц мы сейчас ждем ступицу с замененными подшипниками, ее в мастерскую возили, правую ступицу переднего колеса будем менять, – рассказывает Игорь на ходу. – Здесь ничего особо сложного нет, подшипники они привезли с собой. Тут у австралийцев на Бентли рама лопнула – вот это страшно. Но мы сделали в полевых условиях. Уже все готово, они говорят: «Гуд, гуд». Вот ходим по кругу, смотрим, кому какая помощь нужна. У итальянцев дверь не закрывается, сварка нужна. Сейчас будем что-то придумывать. Все делаем бесплатно, из любви к ретро-движению. Когда будут выезжать, еще и маленькие подарки на память вручим. Это отважные люди и отважные автомобили. Современный автомобиль таких нагрузок не выдержит, а здесь есть автомобили 20-х и 30-х годов.

Впрочем, сами владельцы автомобилей-дедушек в своих машинах уверены – многие из них говорят, что раньше все делали на совесть.

– Посмотрите, салон деревом отделан, сиденья кожаные – сейчас такое только в дорогих автомобилях, а тогда все так делали, – показывает итальянец Даниэль Спадини, он едет на Jaguar Mk1 1959 года. – Попробуйте, посидите внутри – очень комфортная машина, хотя кондиционеров тут нет. Но мы едем с открытыми окнами.

Новозеландцы Роджер Андерсон и Алан Дэй едут на Ford Tudor 1930 года.

– Часто она ломается?

– Не так часто, - уверенно отвечает Роджер, меняя какую-то прокладку в двигателе. – Мы везем с собой запас запчастей.

Бельгийцы Герт Мертенс и Эрвин Биренс вообще отправились в путь на открытом Rolls Royce Silver Ghost 1924 года. Для поездки на таком требуется верхняя одежда – для аутентичности водители надевают винтажные куртки, очки-консервы и специальные шлемы. Но на машину не жалуются.

– Она хорошая, очень сильная, – говорит Эрвин. – Правда, через каждые 500 километров ей требуется тщательный осмотр. Но на плохих дорогах нормально себя ведет. Раньше ведь только такие и были. Сейчас мы на хорошие дороги выехали. А вот по Сибири тяжело было передвигаться, сильно трясло.

Для большинства участников это ралли – первое. Хотя бы потому, что стоимость участия в нем сравнима с ценой квартиры. Стартовый взнос для участия составлял около 40 тысяч фунтов стерлингов (это примерно 2 миллиона рублей), а все дорожные расходы, включая ежедневные остановки в отелях, еду, топливо и детали, ложатся на участников. Да и сами машины – удовольствие дорогое. Например, ягуар Даниэля Спадини на наши деньги стоит около 6 млн. рублей. А оригинальное спицевое колесо для старого Форда – несколько тысяч долларов. Поэтому большинство участников – люди с доходами выше среднего.

– У меня несколько машин, – рассказывает владелец Volvo 1959 года, британец Фил Берган. – Еще есть Bentley и Ferrari. Эту я купил специально для ралли. Она может развивать скорость до 160 км/ч.

Есть здесь и настоящие энтузиасты. Журналист BBC Мишель Джена Чен и дизайнер Майк Ривз из Великобритании свою машину собирали по частям.

– Купили ее через Интернет, на аукционе, и она приехала к нам на корабле – Это Ford Coupe 1940 года, – рассказывает Мишель. – Машина бутлеггеров. Смотрите, у нее большой багажник, и она очень быстрая – на ней было удобно возить контрабандный алкоголь во время «сухого закона». Мы назвали ее Shiner – так иногда называли контрабандистов. Когда она к нам приехала, у нее был только кузов и шасси- ни двигателя, ничего больше. Мы все детали заказывали через Интернет со всего мира. Собирали эту машину два года, специально к этому ралли.

А вот когда американец Инос Рид купил свой Студебеккер 1940 года, тот был еще на ходу. Вместе с водителем Сэмюэлем Петерсом Инос работает в мастерской по восстановлению старых мотоциклов в Огайо.

– Я купил этот автомобиль у сына первого владельца в Нью-Мексико – машина сама выехала из гаража. Это семейный автомобиль, и, видимо, им немного и аккуратно пользовались. Правда, двигатель мы потом заменили на послевоенный. Но все остальные детали родные. На ней очень комфортно ехать, но по современным дорогам тяжеловато. Скорость потока очень высокая. А эта машина большая, с трудом ускоряется, тяжело маневрирует – у нее нет гидроусилителя руля.

Когда спрашиваешь о путешествии по России, все участники ралли говорят примерно одно и то же.

– Российские дороги – это ужас. Столько ям! – рассказывает Инос Рид. – Под Воронежем уже хорошие, но, когда мы выехали из Саратова, это было что-то. По Сибири тоже сложно было ехать. Но самое страшное – это дороги в Монголии. У меня просто нет слов, чтобы это объяснить. Это вообще не дороги. Это направления. И нет ни одного знака. Мы ехали только по навигаторам. Если бы не они , наверное, до сих пор блуждали бы по пустыне. Но люди – люди прекрасные. Где бы мы ни останавливались, помогают, показывают дорогу. Сегодня в Воронеже мы заблудились, не знали, как добраться до отеля. Спросили дорогу – и водитель вместо того, чтобы объяснить, сам проводил нас, доставил прямо до места.

– У вас почему-то нигде нет надписей на английском, – удивляется Роджер Андерсон. – А какой самый распространенный в мире язык? Правильно, английский. Второй – испанский. А где русский? Но у вас все только на русском. «Россия для русских», говорите вы, я слышал. Так и есть, вы очень закрытая страна.

Сегодня рано утром участники ралли стартовали из Воронежа и направились в Харьков – туда они прибудут сегодня вечером, а 20-21 июня будут в Киеве. Ралли завершится 28 июня в Париже, у стен Триумфальной арки.

Первое ралли «Пекин-Париж» состоялось в 1907 году. Второе прошло спустя 90 лет. С 2007 года ралли проводится раз в три года. Шестое ралли, которое запланировано на 2016 год, на территорию России не зайдет. Так что вернуться на просторы нашей страны эта гонка сможет не ранее 2019 года.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter