Медики фиксируют в Воронежской области новые антирекорды по смертности от последствий коронавируса. По данным на четверг, 14 октября, ковид в Воронежской области унес 6296 жизней. Из 7499 ковидных коек заняты 6,9 тыс. За последние сутки в регионе госпитализировали 890 больных коронавирусом. Заболеваемость выросла не только среди взрослых, но и среди детей, – а еще в 2020 году многие говорили, что детям «корона» не страшна.
Как болезнь протекает у детей сейчас и как родителям обезопасить своих сыновей и дочерей – в материале РИА «Воронеж».
Статистика
Как отметил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко на заседании федерального оперативного штаба во вторник, 12 октября, 12−13% всех россиян, болеющих коронавирусом, – это дети.
В Воронежской области, по данным регуправления Роспотребнадзора, с начала пандемии и до 13 октября 2021 года диагноз COVID-19 поставили 11 924 детям. Среди тех, кто заболел, – 380 грудничков, 3572 ребенка дошкольного возраста (от года до шести лет), 5301 школьник от семи до 14 лет и 2671 подросток от 15 до 17 лет.
С начала учебного года коронавирус в регионе диагностировали у 2485 детей. Большинство из них – школьники. Много и малышей – диагноз COVID-19 поставили 119 грудничкам до года и 724 детям в возрасте от года до шести лет.
Рост заболеваемости среди детей в Воронежской области подтвердил врач приемного отделения инфекционных корпусов в Воронежской областной детской клинической больнице №2 Олег Разуваев.
– Довольно много детей болело коронавирусом и в начале пандемии, но сейчас эта проблема еще более актуальна, – добавил он.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Насколько тяжело болеют дети?
Во время четвертой волны COVID-19 вирус мутировал. Какой штамм преобладает в Воронежской области, врачи точно сказать не могут. Но предполагают, что это более агрессивный индийский штамм «дельта».
– Считается, что по своему распространению штамм «дельта» сейчас занимает ведущие позиции в мире. Но есть и новые штаммы – например, так называемый колумбийский штамм «мю», – отметил Олег Разуваев.
По его словам, еще год назад дети в большинстве случаев переносили «корону» в легкой и бессимптомной форме: ни кашля, ни температуры. Сейчас чаще болеют тяжело и с осложнениями, попадают в реанимацию.
– В начале пандемии таких детей было около 7%, в этом году – уже 18−20%, – пояснил Олег Разуваев.
Нередко болезнь у детей протекает как респираторная инфекция, при этом сопровождается высокой трудносбиваемой температурой, которая держится по семь – десять дней. Маленьких пациентов приходится госпитализировать в стационар.
Коронавирус часто осложняется пневмонией. Доля случаев вирусной пневмонии у заболевших коронавирусом детей в 2020 году составляла 40%, сейчас – уже 60%.
– Если в прошлом году объем поражения легких у детей был сравнительно небольшой, то сейчас мы все чаще наблюдаем случаи, когда детские легкие поражаются на 50%, – добавил Олег Разуваев.
Врач-инфекционист отметил, что иногда – пока, к счастью, редко – при развитии пневмонии у маленьких пациентов происходит спонтанный разрыв легких. Из-за этого наступает дыхательная недостаточность.
– Разрыв легких случается при обширном объеме поражения. Это тяжелое и опасное для жизни состояние. Спасти ребенка можно, но необходимо хирургическое вмешательство. Раньше разрывы легких мы наблюдали только у взрослых.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Какие еще осложнения бывают у детей?
Еще одним тяжелым осложнением мутировавшего вируса у детей стали так называемые мультисистемные воспалительные реакции, или мультисистемный воспалительный синдром. Раньше это состояние называли «синдром Кавасаки». При этом состоянии вирус поражает сразу несколько систем организма. В группу риска входят все возрастные категории детей, подростки и молодые люди до 21 года.
– Это крайне тяжелое состояние, когда в организме формируется полиорганная недостаточность. У детей более трех дней держится высокая температура – выше 40 градусов. Идет поражение легких, сердца, почек, желудочно-кишечного тракта, – рассказал Олег Разуваев.
Тяжелое осложнение обычно развивается примерно через
три-четыре недели после перенесенного заболевания – даже если оно прошло
бессимптомно.
Сопровождается сыпью на коже, а пальцы на руках и ногах становятся будто обмороженными.
Этот тревожный симптом говорит о поражении сосудов. Врачи говорят, что самое
страшное – когда поражаются сосуды сердца.
– Дети с мультисистемными воспалительными реакциями в большинстве случаев лечатся в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Как это осложнение отразится на дальнейшей жизни ребенка, нам еще предстоит изучить, – отметил Олег Разуваев.
Чтобы остановить рост заболеваемости среди школьников, областные власти перевели все школы на дистанционное обучение. Но родители могут легко заразить ребенка, подхватив вирус в магазине, в общественном транспорте или на работе.
Как родителям уберечь ребенка от заражения?
Самый простой и эффективный способ – сделать прививку от коронавируса.
– Мы видим, что во всем мире, в том числе в Воронеже, ужесточаются противоэпидемические меры. Единственное, что мы можем сделать, чтобы вернуться к более-менее нормальной жизни, – вакцинироваться. Если будет вакцинировано взрослое население, то мы сможем коллективным иммунитетом защитить наших детей. В этом случае циркуляция вируса будет намного меньше, и вероятность того, что дети столкнутся с инфекцией, снизится, – уверен Олег Разуваев.
Центр имени Гамалеи уже создал вакцину от коронавируса для детей и подростков. Она проходит процедуру регистрации и экспертизы. Когда вакцина пройдет государственную регистрацию, ею смогут прививаться дети от 12 до 17 лет.
Мнения
Андрей Згонников, председатель Совета отцов Воронежской области, член Федерального Совета отцов при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка:
– Девятого июля мне ввели второй компонент вакцины, в скором времени начал вырабатываться иммунитет. Благодаря прививке на самом пике волны роста заболеваемости коронавирусом я и моя семья не болеем. Мой отец 1949 года рождения, полковник на пенсии, также привился и прошел ревакцинацию. Мы чувствуем себя хорошо, побочных эффектов не появилось. Как отец троих детей, понимаю: я несу ответственность не только за себя, но и за всю свою семью. Я хочу, чтобы каждый осознал, насколько важно сделать шаг для создания коллективного иммунитета. Это не займет много времени.
Наталия Вожова, председатель Воронежского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России»:
– Случаев заражения и тяжелого течения коронавирусной инфекции среди детей становится больше, это общепризнанный факт. Пока вакцина для профилактики COVID-19 у детей находится в стадии разработки, мы можем защитить их, только привившись сами. Плюс нужно соблюдать меры дистанцирования, личной гигиены и носить маски в общественных местах. Хотелось бы обратиться к родителям: отказываясь от вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вы лишаете защиты своих и чужих детей, подвергаете опасности окружающих и способствуете дальнейшему распространению заболевания.
Алексей Смотраков, многодетный отец:
– В прошлом году от коронавируса умерла моя мама. Я относился к вирусу скептически, но, когда в мою семью пришла беда, пересмотрел свои взгляды. Думаю, родители должны обезопасить себя и своих детей и сделать прививку. Недавно мой папа переболел коронавирусом. И хотя у него есть антитела, я и моя сестра настаиваем, чтобы он вакцинировался.
Марина Булгакова, многодетная мать, основательница благотворительного фонда помощи детям с редкими заболеваниями и неуточненными диагнозами «Стеша»:
– В первую очередь родители должны защитить себя – сделать прививку. Вспомните: когда вы садитесь в самолет, сначала кислородную маску должны надеть родители, и только потом ее надевают на ребенка. Залог здоровья ребенка – здоровый родитель. Если родитель заболеет коронавирусом и попадет в реанимацию, как без него будет ребенок?.. На днях коронавирусом тяжело заболела моя подруга, мать-одиночка. Ей нужно было срочно ложиться в больницу, пришлось оставить ребенка родственникам, специально приехавшим из другого города. Еще одна моя заболевшая «короной» подруга тоже сейчас лежит в больнице. Ей некому было отдать ребенка с ДЦП, ухаживает за ним только она. Врачи были вынуждены госпитализировать вместе с ней здорового ребенка и ухаживать за ним. Нужно беречь своих детей. А беречь их могут только здоровые родители. По себе могу сказать, что я сделала прививку и переболела коронавирусом в очень легкой форме. Очень важно, чтобы пандемия прекратилась, и мы вернулись к нормальной жизни. Но конец ей не настанет, пока люди не включат головы.