Открытый медиафорум «Региональная пресса в условиях кризиса: как выйти победителем» прошел в Воронеже 24 и 25 сентября. Он собрал несколько десятков журналистов и руководителей СМИ, представителей власти и бизнеса из восьми регионов. В рамках медиафорума состоялось около 20 мастер-классов и круглых столов. Корреспондент РИА «Воронеж» собрал самые яркие цитаты, прозвучавшие на форуме.
О профессии «журналист»
– Журналистика традиционно трактуется как творческая профессия. Хотя «ремесленная» часть (построение текста, обработка фото – РИА «Воронеж») в ней тоже очень важна, – отметила на открытии форума декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова.
Она добавила, что российские – в частности, воронежские – журналисты творчеством не пренебрегают. Однако управляющий редактор проекта «Российской газеты» Russia Beyond The Headlines Всеволод Пуля напомнил о том, что любой контент – это все-таки продукт.
– Вы покупаете молоко, потому что вам нужен кальций. А люди читают СМИ, так как имеют потребность в информации. Каждый текст должен удовлетворять эту потребность, – сказал он.
Всеволод Пуля
Фото — Виталий ГрассО воронежской журналистике
Секретарь Союза журналистов РФ Владимир Касютин отметил, что журналистика переживает сложные времена, но Воронеж в профессиональном плане обгоняет другие регионы. Согласился с ним и главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов.
– В Воронеже еще с 90-х годов существует сильная журналистская школа, однако наше сообщество переживает внутренний кризис, поэтому нам есть о чем поговорить, – добавил он.
О кризисе в медиасфере
Эта тема стала самой обсуждаемой на форуме. Спикеры сошлись на том, что журналистика, как и экономика, претерпевает сложные времена. Однако многие были настроены оптимистично.
– Любой кризис – это всего лишь перемены в жизни, показатель ее разнообразия, – заявила председатель воронежского отделения Союза журналистов России Зоя Грязева.
Представители медиасферы предложили несколько способов выживания СМИ в кризис.
– Делайте материалы о детях, об их победах на конкурсах – к этому аудитория всегда лояльна. Приглашайте стать героями материалов людей, которые научились на чем-то экономить и на чем-то новом зарабатывать. В районных газетах публикуйте поздравления и некрологи – это не журналистика, но касается читателей напрямую и потому им интересно, – посоветовал журналистам Владимир Касютин.
Владимир Касютин
Фото — Виталий ГрассВсеволод Пуля рекомендовал искать новые способы подачи материала: «Так вы будете выгодно отличаться от конкурентов, которые занимаются рерайтом и используют «протухшие» форматы».
А международный бизнес-тренер BBC World Service Trust Денис Вишня предложил редакторам и начальникам отдела продаж уделить больше внимания обучению сотрудников.
– Приглашайте преподавателей и тренеров со стороны. Это не так дорого, и оно того стоит, – сказал он.
Денис Вишня
Фото — Виталий ГрассО начинающих журналистах
– Сейчас часто ругают современную молодежь. Зря: наши студенты – прекрасные люди. Этим ребятам можно доверить профессию, потому что они в хорошем смысле слова идеалисты. Они верят в то, что правда и объективность могут изменить мир к лучшему, – рассказала на открытии форума Елена Вартанова.
Елена Вартанова
Фото — Виталий ГрассРомантизма как раз не хватает российским СМИ, считает замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин.
– И самому циничному читателю хочется немного романтизма. Даже в серьезное издание журналист-романтик может привнести что-то новое, и это хорошо скажется на рейтинге, – отметил Волин на встрече с воронежскими студентами, которая прошла в ВГУ в рамках форума.
Алексей Волин и ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий
Фото — Михаил КирьяновО предпочтениях читателей
– Люди любят читать утром по дороге на работу, вечером по дороге домой и дома – если не смотрят телевизор, – сообщил журналистам Всеволод Пуля. – Они часто читают тексты с мобильных устройств, так что если у вашего СМИ нет мобильной версии, вы потеряете большую часть аудитории.
Всеволод Пуля рассказал, что есть два способа чтения СМИ: «наклонившись вперед» и «отклонившись назад». Утром на работе или в транспорте люди читают в неудобной позе, наклонившись вперед. В этом положении они вряд ли смогут насладиться длинными текстами – откроют только новости. А вечером и в выходные дома, «отклонившись назад», могут уже почитать обзоры, репортажи. Исходя из этого журналисты и должны решать, когда публиковать тот или иной материал.
Мастер-класс Всеволода Пули
Фото — Виталий ГрассО рекламе в СМИ
– Важно изменить отношение к рекламодателям и рекламе вообще. Мы привыкли делать рекламу спустя рукава. Это неправильный подход, – считает Владимир Касютин.
Фото — Виталий Грасс
Он добавил, что размещение рекламы – даже небольших частных объявлений – может стать спасением для региональных и районных газет: объявления люди будут читать всегда.
Денис Вишня тем не менее посоветовал сотрудникам рекламных отделов не гнаться за количеством клиентов:
– Лучше, если их будет не очень много, но они будут проверенными.
Об информационных войнах
По мнению спикеров форума, информация в XXI веке становится ресурсом, с помощью которого можно как создать и разрушить репутацию, так и разжечь конфликт.
– Информационный мир, в котором мы живем, становится единым полем битвы, – заметила Елена Вартанова.
– В нашей стране информационные войны никогда не прекращались. Всегда была борьба идеологий, было противостояние: западников и славянофилов, приверженцев капитализма и социализма. А теперь злободневной стала тема Украины и присоединения Крыма, – рассказал декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов.
Владимир Тулупов
Фото — Виталий ГрассО будущем российской прессы
– Количество СМИ и журналистов, скорее всего, сократится еще на 10%. В последние годы в стране создавалось много «дутых» изданий – их открывали из политических, конкурентных соображений, просто ради репутации. Сейчас они «лопаются». В этом нет большой беды, – отметил Алексей Волин на встрече с воронежскими студентами в ВГУ.
Алексей Волин
Фото — Михаил КирьяновЖурналисты, по мнению Волина, без работы не останутся, потому что многие из них трудятся в нескольких изданиях параллельно.
Самые интересные цитаты участников медиафорума
Журналистика – это игра. Мы думаем, где можно побороться за свои права, а где не стоит. В основном у всех представителей профессии есть внутренние барьеры, через которые они боятся переступить,Денис Вишня
международный сертифицированный бизнес-тренер BBC World Service Trust и Internews Network
Дома после работы люди хотят расслабиться. Спросите себя, может ли ваш контент конкурировать с сериалом,Всеволод Пуля
управляющий редактор Russia Beyond the Headlines
Что бы вы ни делали, если содержание материала слабое – вы не нужны аудитории,Владимир Касютин
секретарь Союза журналистов РФ, редактор журнала «Журналистика и медиарынок»
Мода уже «свернулась». Никому в кризис не нужны новые платья и туфли, не надо их рекламировать,Денис Вишня
международный сертифицированный бизнес-тренер BBC World Service Trust и Internews Network
Век идеологии не закончился. Она сохраняется. И пропаганду никто не отменял, она просто изменила форму и стала орудием СМИ,Елена Вартанова
профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Контекст
Открытый региональный медиафорум прошел в Воронеже в третий раз – впервые он собрал журналистов, медиаменеджеров и представителей власти в 2013 году. Участники форума обсудили перспективы и новые формы работы региональных СМИ. В 2014 году темами форума стали эффективность работы региональных СМИ и взаимодействие власти и прессы.