Итоги VI Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) подвели в Воронеже в пятницу, 25 октября. Соревнования более 400 конкурсантов в трех возрастных категориях прошли в Воронеже с 20 по 25 октября.
Помимо основной возрастной группы участников от 16 до 22 лет, в чемпионате приняли участие юниоры от 14 до 16 лет, малыши-дошколята и взрослые профессионалы в номинации «Навыки мудрых 50+».
Молодые специалисты соревновались в 31 номинации, в числе которых «Агрономия», «Зоотехния», «Веб-дизайн и разработка», «Ветеринария», «Графический дизайн», «Дошкольное воспитание», «Инженерный дизайн CAD», «Кондитерское дело», «Поварское дело», «Лабораторный химический анализ», «Кирпичная кладка», «Облицовка плиткой», «Хлебопечение», «Электромонтаж», «Банковское дело».
Победители и лауреаты конкурса получили дипломы и медали за первое, второе и третье места. Но главное – одержавшие победу в региональном этапе продолжат борьбу на всероссийском этапе WorldSkills Russia в мае 2020 года.
«Подготовка специалиста стоит больших затрат»
Студент третьего курса Воронежского политехнического техникума Артем Британов – победитель в номинации «Фрезерные работы на станках с ЧПУ».
По словам Артема, конкурсное задание выполнять было несложно – всего-то надо знать параметры обработки детали, основы металлообработки, программирование. Не так уж мало для третьекурсника! Будущие специалисты изучают технологию машиностроения, материаловедение, техническую механику, метрологию.
– Подготовка специалиста технологии машиностроения стоит больших затрат, и таких профессионалов не много – в Воронеже, например, их готовит всего один техникум. Опытный мастер не только производит детали, но и может сам их конструировать, – рассказал Артем.
У четверокурсника Воронежского техникума пищевой и перерабатывающей промышленности Данилы Редькина – первое место в номинации «Поварское дело».
По заданию конкурса нужно было приготовить несколько блюд из мяса, рыбы, птицы и даже пасту собственного производства, из теста.
– Меня с детства привлекал процесс приготовления чего-то нового и вкусного. Для меня это творчество, повар – в определенной степени художник. Может быть, поэтому дома готовить не люблю, разве что самое простое. Собственных блюд я пока не изобрел, но могу добавить в рецепт что-то свое, – поделился Данила.
Ольга Воронкова – победительница в компетенции «Технология моды». В этом году окончит отделение конструирования, моделирования и технологии швейных изделий Воронежского профессионально-педагогического колледжа.
– Впервые я сшила юбку и жилетку в пятом классе. Потом ходила на курсы кройки и шитья. Поняла, что нужно дальше развиваться в этом направлении. Но когда начала учиться в колледже, выяснилось, что мои школьные курсы были очень легкими. Нас учат шить абсолютно все! Например, чтобы сшить конкурсную блузку, нужно держать в голове 40 формул, это необходимо для построения выкройки. Блузка, которую нужно было сделать за шесть часов, действительно сложная: с супатной застежкой, кокеткой, манжетами, – рассказала девушка.
Победительница добавила, что ей интересно шить фантастические, сценические костюмы.
– Но вообще современная мода очень разнообразна, и каждый может найти в ней свое направление, – считает Ольга.
«Наших ребят ценят работодатели»
Теперь, когда конкурсные волнения позади, можно сказать точно: больше всего за молодых профессионалов болели их преподаватели, многие из которых были на чемпионате в роли экспертов. Главный эксперт площадки «Электромонтаж», преподаватель Семилукского политехнического колледжа Наталья Вербицкая, рассказала, что у молодых электромонтажников ушло полтора месяца на подготовку к соревнованиям.
– Сегодня профессия электромонтажника – престижная и сложная. Специальность называется «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Что может такой специалист? Ну, например, самостоятельно собрать систему «умный дом». Для этого необходимо не только быть монтажником, но и обладать навыками программирования, уметь читать чертежи и находить в них ошибки. Современный электромонтажник прекрасно разбирается в системах управления и может тестировать электросистемы, – рассказала Наталья Вербицкая.
По условию конкурса, участники должны были собрать четыре модуля «умного дома» за несколько часов прямо на площадке.
У будущих агрономов – учащихся Лискинского аграрно-технологического техникума – задача была не менее сложная. Им нужно было установить сорт картофеля по корнеплодам: по глазкам, цвету кожуры и мякоти. Также требовалось различить, какие из едва проклюнувшихся ростков принадлежат редису, редьке и репе. Даже юниоры 14-16 лет уже определяли кислотность почвы. А старшие должны были определить по анализу почвы, сколько под озимую пшеницу нужно внести азотных удобрений весной.
Главный эксперт площадки «Агрономия» Татьяна Ковалева сказала, что хозяйства с удовольствием берут на работу выпускников Лискинского техникума:
– Наших выпускников ценят работодатели, многие руководители хозяйств присматриваются к ним еще на этапе практики. Агрономов не хватает, молодежь отпугивает в числе прочего и ненормированный рабочий день. Но перспективный молодой специалист, как правило, сразу получает служебное жилье, автомобиль с оплатой топлива, достойную зарплату – от 30 тыс. рублей по окончании учебы.
Главный эксперт компетенции «Малярные и декоративные работы» Надежда Ходоренко отметила, что задание в этом году более сложное, а времени на его выполнение дается меньше:
– В нашем Россошанском химико-механическом колледже готовят маляров-декораторов. Раньше эта специальность называлась маляр-строитель, но сейчас молодому специалисту приходится иметь дело с куда более сложными материалами и технологиями. Много самых разнообразных отделок, фактур. Например, такие техники, как лепнина и набивка трафарета, доступны только профессионалам. Сейчас на эту специальность поступают охотно. Причем в группе будущих маляров-декораторов из 25 человек десять мальчиков. Раньше как-то стеснялись идти, а сейчас поняли, что это хорошо оплачиваемая работа, да и физически парни для нее лучше подготовлены.
Надежда Ходоренко сообщила, что с этого года в колледже есть программа дополнительной подготовки для людей старше 50 лет. Один раз в этом возрасте обучение по любой компетенции можно получить бесплатно. После него студент сдает демонстрационный экзамен и получает свидетельство о приобретенной специальности.
Справка РИА «Воронеж»
Движение WorldSkills зародилось в Испании в 1947 году, когда миру катастрофически не хватало квалифицированных рабочих рук. Первые чемпионаты проводились с целью популяризации рабочих профессий и повышения их престижа. Сегодня это эффективный инструмент подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств.
WorldSkills объединяет более 70 стран. Россия впервые приняла участие в профсоревнованиях в 2013 году. Тогда в немецком Лейпциге россияне заняли 41-е место и не получили ни одной медали. В 2019 году на чемпионате мира WorldSkills в Казани российская сборная заняла второе место, завоевав 14 золотых, четыре серебряные и четыре бронзовые медали. Наша команда уступили только участникам из Южной Кореи.