«Буран» завершил домашнюю серию с двумя победами из четырех возможных. В беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» главный тренер клуба Александр Трофимов объяснил, что изменилось в команде по сравнению с сезоном-2017/2018, проанализировал последствия проваленного межсезонья и рассказал, почему решился на возвращение в стан «ураганных».
«Команда была физически не готова»
– До вашего прихода «Буран» имел серию поражений, уже при вас был проигрыш китайскому «Ценг Тоу». Чувствовали давление, когда возглавили клуб?
– Как такового давления не было. Да, перед моим приходом команда не выигрывала. Ну, я же не мог прийти и сделать так, чтобы победы пошли одна за другой, такого не бывает. Мы плодотворно работали, начали выигрывать. Но все равно вижу, что еще не делаем в полной мере все так, как хотелось бы.
– Пока команда все еще является заложником ожиданий. Перед началом сезона говорили о плей-офф.
– Что до меня было – не знаю. Интересно, как тренировались, что делали, почему были такие результаты. Но сейчас уже кое-что становится ясно. Была провалена селекция, игроков начали набирать почти как в 2017 году – в сентябре, перед началом чемпионата. По сути, подписывали тех, кто остался на рынке. И игроки до сих пор продолжают подписываться. Причем, кстати, хорошие. Задачу попадания в плей-офф никто не снимал, шансы не потеряны. Огромная часть дистанции впереди. Смотрю на видео матчи тех команд, которые сейчас в числе 16 лучших – нет такого, что они намного сильнее нас.
– Возглавив «Буран» перед стартом сезона-2017/2018, вы с Евгением Федоровым признавали, что хоккеисты выглядят замкнутыми, хмурыми. А сейчас как?
– Тогда были упаднические настроения, даже панические. Сейчас все кардинально по-другому. Дружный коллектив, все друг с другом разговаривают. Может, за счет новых ребят так получается – состав-то по большому счету новый.
– Когда вы вернулись в «Буран» в октябре, как команда была готова физически?
– Это стало очевидно в Казахстане. В первых матчах после моего прихода ребята отыграли на эмоциях, а в матче с «Сарыаркой» я увидел, что команда физически не готова. И это последствие проваленной селекции. Представьте себе, что вы хоккеист без команды, вы самостоятельно поддерживаете форму летом. Катаетесь либо с другими арендаторами льда, либо с какой-то командой, которой не играть в серьезных соревнованиях. И тут вам предлагает контракт клуб ВХЛ за неделю до старта сезона. Вы приезжаете, а тут совсем иной ритм тренировок. Собрать команду в сентябре и в ноябре выигрывать у всех подряд – да это нереально, извините. Сейчас мы стараемся добавить немножко «физики», чтоб восполнить упущенное. Можем вместо льда отправить ребят бегать, чтоб увеличить объем легких. Времени кардинально все изменить у нас нет. Зато есть возможность скрыть свои недостатки за счет мастерства некоторых игроков. Но эхо проваленного межсезонья будет звучать еще какое-то время. Контракты с новичками нужно подписывать в мае, летом устраивать предсезонную подготовку. И в августе можно убрать двух-трех игроков, столько же подписать. А если в сентябре подписывать тех хоккеистов, на которых ты хочешь строить всю игру, – никакого спроса за результат уже быть не может.
– С командированными «динамовцами» и без них – две разные команды?
– Ситуация изменилась по сравнению с прошлым годом. Есть хорошие хоккеисты, которые подписаны воронежским клубом – в прошлом году таких игроков было намного меньше. Динамовский «десант» усиливает команду, да, но у нас и без них есть кем играть. Командированные хоккеисты – надстройка, но фундамент у «Бурана» существует. И среди динамовцев есть молодежь, переросшая МХЛ, – они просто не портят картину. А есть ребята, которые сильно помогают и обеспечивают результат.
– Какую игру вы хотите привить команде?
– Я люблю комбинационный хоккей. Это же игровой вид спорта. И эта игра должна быть интересна как зрителям, так и самым хоккеистам. Считаю, у нас есть два звена с техничными ребятами, которые умеют играть в пас. А есть те, кому больше подходит силовой хоккей. Эти парни, по сути, таскают рояль, а не играют на нем. Все – и пианисты, и «носильщики» – должны помнить: на чужой половине площадки можно импровизировать, но в обороне все должно быть по системе.
– Но выход из обороны, со своей половины площадки – это атакующие действия. И некоторые защитники вместо того, чтобы сыграть проще и выбросить шайбу по борту, пасуют через центр.
– А тут просто нужно понимать, кому можно играть тоньше, а кому нельзя. Сергеев и Кольцов могут так делать, у них получается. А есть ребята, которые ошибутся – им и не надо пытаться так играть. И я им объясняю, что они не могут рисковать, потому что являются хоккеистами другого плана. И игры показывают, что они уже начинают принимать это.
«Лимит на возрастных игроков абсурден»
– Все ли инструменты есть, чтобы ставить серьезные задачи?
– Контакт с «Динамо» улучшился. В прошлом году общаться с москвичами мог один человек. Сейчас взаимосвязей больше, я могу набрать номер наставника динамовцев Владимира Крикунова, Михаил Бирюков тоже может позвонить спортивному директору столичного клуба и обсудить какой-то важный вопрос. Еще у него есть выход на людей, которые могут помочь нам с подписанием топ-хоккеистов.
– Как строится ваше взаимодействие с Бирюковым?
– Он приходит и говорит, что есть возможность подписать такого-то хоккеиста. Мы обсуждаем это, выносим совместное решение. Случается, посмотришь статистику хоккеиста – и становится ясно, что нам нужно подписывать его как можно скорее. Бывает, что даже и обсуждения не нужно – с кем-то я еще поиграть успел или просто кого-то видел в деле. Кого-то, как Васильченко, предложил я сам. Но в случае с Алексеем все ясно, появилась возможность взять Кольцова, а в лимит на возрастных игроков мы уже не вписывались.
– Как вы относитесь к этому лимиту?
– Он абсурден. Я бы еще понял, если бы в правилах проходил возраст 35 лет. А 29 лет для многих – это самый расцвет, но по документам это уже возрастной хоккеист. Люди по 20 лет отдают этому виду спорта, а им искусственно закрывают рынок труда. Лимит в том или ином виде есть не только в России, но и в Казахстане, Белоруссии. Где этим людям работать? В Европе лимит на легионеров. И я не понимаю, зачем это делать. Новый шанс для молодежи? Да этих шансов и так предостаточно – сейчас есть столько различных лиг, сколько никогда не было! Зачем еще и опытных игроков лимитировать? У кого молодые будут учиться? Помню, когда-то в ВХЛ ввели лимит – пять игроков старше 30 лет. В тот год разом закончил играть целый ряд неплохих хоккеистов. Навскидку вспомню Евгения Грибко, который выигрывал чемпионство Межнациональной хоккейной лиги с «Динамо», Сергея Золотова, становившегося чемпионом страны с «Ак Барсом». Спустя год количество возрастных подняли до семи, но это было уже не актуально, потому что хорошие мастера повесили коньки на гвоздь. Тогда была в Высшей лиге команда «Дмитров», вот в ней были возрастные игроки, которые могли провести еще несколько хороших сезонов. Ее тот лимит сильно подкосил. И мы бы сейчас могли подписать опытных ребят, если б не это правило.
– Какие позиции хотели бы усилить?
– Конечно, любой тренер всегда хочет усилить все позиции. Но я на самом деле доволен тем составом, что у меня есть. Пришли два парня из МХЛ, они нам помогут – полноценные боевые единицы. Хочется еще «игровичков», но рынок пуст.
– Найти в таких условиях Кольцова – большая удача.
– Да, это мастер. Еще физическую форму наберет, будет вообще супер. Ему ничего не нужно объяснять, подсказывать – сам все знает. Его не нужно отправлять в тренажерный зал, потому что он сам понимает, что и в каком объеме ему необходимо делать. Все потому, что он мотивирован оставаться в хоккее как можно дольше. Будь иначе – он бы не согласился играть за «Буран». Когда он пришел на тренировку, бросилась в глаза его техника владения клюшкой. Таких атакующих защитников и в КХЛ сейчас почти нет. Кольцов настоящий профессионал, который еще адаптируется в ВХЛ. Может, удивлю вас, но в «вышке» иногда сложнее играть, чем в КХЛ. В элитной лиге меньше грязи. Чем ниже лига, тем жестче хоккей. Люди компенсируют нехватку мастерства работоспособностью, тычками, толчками.
– Вы работали в «Буране» в прошлом году и знаете, что в воронежском спорте много внутренних интриг. Почему все же решились на возвращение?
– В прошлом году мы с Евгением Федоровым были приглашены руководством «Бурана». Сейчас же моя кандидатура была рекомендована воронежскому клубу со стороны «Динамо». Поверьте, это кое-что меняет.