Профессор кафедры гидравлики, водоснабжения и водоотведения ВГАСУ Владимир Щербаков знает о водопроводе и канализации все - более 30 лет жизни он посвятил этой сфере. С его работой связано и его необычное хобби. А не так давно Владимир Иванович стал обладателем очевидного раритета, почти единственного «несувенирного» экземпляра своей коллекции.
Старый знакомый позвонил, рассказал, что в одном из разрушенных частных домов нашел чугунный унитаз. Нужен, спрашивает, или в металлолом его сдать? Я сразу поехал смотреть. Привез домой, рассмотрел - там надпись на немецком языке. Он точно изготовлен в Германии или Австро-Венгрии. Облазил весь Интернет, но ничего подобного так и не обнаружил, - рассказывает профессор. - Скорее всего, он из железнодорожного вагона или корабля, но может быть бытовой, которые устанавливали в квартирах. От современных он отличается тем, что диаметр выпуска в два раза больше нынешнего стандарта, который составляет 100 мм. Главная уникальность находки – тонкое чугунное литье и гидрозатвор необычной формы. Теперь важно определить, откуда он появился в обычном воронежском доме.
Владимир Иванович знает об унитазах все. В коллекции, которую он собирает почти два десятка лет, около 500 миниатюрных экземпляров - пластмассовых, металлических и деревянных унитазов всех времен и народов. На сегодняшний день это единственное собрание декоративных унитазов в России. В странах бывшего СНГ таких коллекций три, а во всем мире – пять. Музеи унитазов, кстати, есть в США, Германии и Англии. Первый в мире музей туалетов открыли в городке Стоук, недалеко от Лондона.
Смывайся!
Свою коллекцию (раньше он коллекционировал и марки, и монеты) профессор хранит в небольшом подсобном помещении родного вуза. Самый первый экспонат коллекции - это точная (только заметно уменьшенная) копия обычного керамического белого унитаза, какой можно было увидеть в любой квартире лет 20 тому назад. Она попала к собирателю после очередного вечера встречи выпускников вуза. Оказалось, что из этой емкости граммов на 250-300 пили вино и более крепкие напитки после своих выступлений члены гремевшей на весь Союз в 80-х легендарной КВНовской сборной ВИСИ, руководимой Ниной Степановной Петросянц.
Почти о каждом экспонате этой коллекции можно написать короткий рассказ. А истории появления этих сувениров в коллекции Щербакова более-менее схожи, все это покупалось либо им самим, либо друзьям и знакомыми, знающими о его увлечении. Экспонаты здесь собрались примерно из трех десятков стран Европы, Азии и Африки. Средняя стоимость экспоната не превышает 1000 рублей, хотя во время разных выставок, куда Щербаков нет-нет, да и отправляет небольшую часть своей коллекции (от пары десятков до пары сотен), ему предлагали за экспозицию и пять и семь, и десять тысяч долларов. Но это не продается, хотя и выставляется.
Сделано все это из фарфора, мрамора, гипса и керамики, ниток, проволоки, пластмассы и металла, полистирола, фаянса, муки – перечислять все эти необычные экспонаты- дело неблагодарное, их надо видеть.
Есть тут есть и пепельницы в виде унитазов (некоторые- говорящие, предупреждающие, к примеру, о вреде курения), часы, визитницы, действующие зажигалки, копилки, деревянные домики, подставки под телефон, просто фигурки людей, справляющих нужду. Некоторые экспонаты даже издают звуки, характерные для человека, непраздно сидящего на унитазе…
Нужда заставила!
- У нашего народа нет малой нужды! Все наши нужды – большие! – любит повторять владелец коллекции. - И уж если и сегодня по количеству мест общего пользования мы сильно отстаем от стран – производителей импортной сантехники, нас пока может спасти лишь чувство юмора. Один из выпускников нашего факультета как-то преподнес мне подарок — самодельный деревянный унитаз. Сделан он из дерева, а на краю его — маленькая фигурка замученного сессией – или запором - студента. А самый миниатюрный экземпляр моей коллекции — унитазик в один сантиметр - это две сережки из серебра, сделанные в Таиланде. А вот унитаз - точная копия трона Екатерины Второй, в котором была сделана потайная дырка, так что императрица могла справлять нужду, не отрываясь от государственных дел.
«Государственным делом» можно смело назвать и строительство общественных туалетов. По нормативам среднестатистического мегаполиса на 1000 жителей должен быть один общественный туалет. Значит, в миллионном Воронеже их должна быть тысяча. Разумеется, ничего подобного нет и близко.
Зато на одного воронежского профессора Щербакова приходится ровно полтысячи самых разнообразных унитазов.
В ТЕМУ
1596 год ознаменовался появлением первого унитаза со сливным бочком. Он был деревянным и покрыт изнутри свинцом. Следующий прорыв в «унитазостроении» произошел в середине XVIII века, когда англичане разработали принцип водяного затвора и дозирования слива воды (поплавок). В 1738 году был изобретен туалет со смывом клапанного типа. Несколько позже Александр Каммингс разработал водяной затвор (решавший проблему неприятных запахов) и в 1775 году получил на это устройство патент. В 1777 году Джозеф Прейзер спроектировал смывной бачок с клапаном с рукоятью, а Томас Креппер изобрел устройство дозированного слива воды, и туалет приобрел практически современный вид.
В конце XIX века производителями фаянсовых изделий из России была куплена лицензия для производства унитазов в Российской империи. Уже в 1912 году в России изготовили 40 тысяч унитазов. В 1929 году Россия вышла на первое место в мире по производству унитазов – их было выпущено 150 тысяч. А в первом сталинском пятилетнем плане производство унитазов стояло отдельной строкой: стране нужно было 280 тысяч унитазов в год.