Во вторник социальная сеть Facebook отметила десятилетний юбилей – 4 февраля 2004 года будущий миллиардер Марк Цукерберг запустил сайт the facebook.com, из которого выросло интернет-сообщество, объединяющее около миллиарда пользователей по всему миру. Чтобы разобраться, что значит эта социальная сеть для горожан, журналисты РИА «Воронеж» спросили ее активных пользователей из нашего региона, можно ли поставить Like воронежскому сегменту Facebook.
Илья Бейлин, соучредитель МИП «Urbonautica» и ведущий специалист ГК «Прогрессор» (2461 друг в Facebook):
- Для меня «Фейсбук» - это мессенджер, площадка для дискуссии. Он предоставляет мне возможность общаться с коллегами по профессиональным интересам, с целыми сообществами, например, с моими любимыми урбанистами. «Твиттер» такую возможность не дает, а «Живой Журнал» перестал, так как он, скорее, СМИ, чем соцсеть. Но мои воронежские друзья, которые младше меня, более активны «ВКонтакте». Кстати, по мнению моих знакомых, неплохо разбирающихся в социальных медиа, есть даже целый региональный феномен, связанный с «Фейсбуком». Он заключается в том, что воронежский блогер – это, как правило, человек, имеющий аккаунт именно в этой соцсети.
Константин Чаплин, публицист (1206 друзей в Facebook):
- «Фейсбук», безусловно, - более интеллектуальная площадка, чем его отечественный аналог - социальная сеть «ВКонтакте». Для меня, как человека, занимающегося публицистикой и увлеченного политикой, он важен прежде всего для понимания реакции заметных федеральных политологов, политиков и общественных деятелей на важнейшие события. Я воспринимаю «Фейсбук» как инструмент для получения наиболее полной информации о событиях в стране и мире. Главное - отфильтровывать хлам, составляющий там до 99% контента. Что касается воронежской части «Фейсбука», то для меня он скорее коммуникационная площадка, нежели источник какой-то ценной информации. Вместе с тем она уже во многом стала трибуной для ряда воронежских политиков, прежде всего из левого, либерального и националистического лагерей. Фейсбук, как лакмусовая бумага, показывает настроения продвинутой, активной части воронежского общества. В принципе, он позволяет ориентироваться во всех местных дискурсах. Но котикам лайки я никогда не ставлю.
Лариса Дьякова, бард, президент клуба-студии авторской песни «Парус» (1107 друзей в Facebook):
- Я «Фейсбук» очень люблю. Мне здесь комфортно. Здесь единомышленники и кумиры, и уважаемые мной профессионалы, и друзья юности, и люди, с которыми подружилась виртуально. Здесь много текстов, которые напрочь ушли из СМИ, интересных смыслов и ракурсов. Именно поэтому я когда-то даже придумала афоризм: «”Фейсбук”- это журналистика, которую мы потеряли»...Много профессиональных вопросов решается в этой социальной сети. Я напрямую вступаю в диалог с известными поэтами, литературоведами, критиками, артистами. Среди моих друзей- жители многих стран мира: Австралии, США, Израиля, Германии, республик бывшего Союза. Именно благодаря «Фейсбуку» нашлись люди, которые когда-то были моими сокурсниками, коллегами, учениками, но теперь живут за рубежом... Что касается воронежского сегмента, он неоднороден. Я стараюсь обходить мелкие местечковые разборки и трения (наблюдаю в «Фейсбуке» массу людей, у которых уйма свободного времени и всезнайство по любому вопросу- я таких людей обхожу). Но есть удивительно увлеченные, образованные, нестандартно мыслящие. К таким тянусь. События в стране и мире мне интересны в изложении оригинальных и толковых людей. Слава Богу, их много вокруг меня.
Александра Япрынцева, руководитель PR-службы ГК «Эфко» (1090 друзей в Facebook):
- С одной стороны «Фейсбук» - это реальный инструмент для работы, который позволяет быть на связи 24 часа в сутки и оперативно решать многие вопросы, контактировать с коллегами, журналистами и партнерами из разных регионов. При этом он позволяет сблизиться, лучше понять интересы человека, перейти на другой уровень общения или наоборот - позволяет узнать подтверждение твоим внутренним ощущениям, что что-то не так. В любом случае ты начинаешь лучше понимать мотивы людей. С другой стороны, это некий интеллектуальный срез общества, концентрат мнений, мыслей, настроений. «Фейсбук» сам по себе задает определенный уровень дискуссии, и этим он отличается от других сетей. Он позволяет получить доступ к наиболее интересным статьям, исследованиям, каким-то «off-the-record» данным. Это действительно интересно. Причем общение в «Фейсбуке» это, как правило, диалог, обмен развернутыми мнениями. Есть вещи, которые ты хочешь помнить, как человек, а не как сотрудник, и соцсети это позволяют. Это фотографии, ощущения, мысли...
Игорь Иванов, интернет-маркетолог (978 друзей в Facebook):
- Что я могу сказать о «Фейсбуке»? Мое мнение, возможно, вам не понравится. Социальных сетей не так много и они, в принципе, почти все похожи. Различие в аудитории и ее активности. Воронежская аудитория «Фейсбука», несомненно, имеет все признаки когнитивной алгоритмической неразрешимости... А на самом деле аудитория очень мала: 70 с лишним тысяч зарегистрированных пользователей с почти нулевой активностью, часть из которой - репосты из других соцсетей – в этом есть плюс. С другой стороны, в «Фейсбуке» живые профессиональные сообщества, которые очень помогают в работе, к адекватному контенту всегда прилагается адекватные интересные обсуждения, люди, даже незнакомые, хорошо идут на контакт - что еще нужно старику?
Евгения Васильева, менеджер по маркетингу и PR компании HeadHunter Воронеж (846 друзей в Facebook):
- К сети «Фейсбук» я подключилась по настоятельной просьбе руководителя. Но сегодня здесь друзей у меня в два раза больше, чем «ВКонтакте». Через «Фейсбук» решаются важные деловые вопросы - например, журналисты обращаются через сообщения за комментариями. Здесь я слежу за событиями в жизни компаний-партнеров, интересными мероприятия, новостями, «мемами». Он же позволяет «себя показать». Часто, приезжая в другие города, я слышу от партнеров: «Евгения, а мы читаем вашу ленту». А в ленте я не только частное лицо, но и представитель компании, значит, читая мою ленту, они читают и новости HeadHunter. Так как друзей я добавляю в ленту по своему вкусу, то общаться в «Фейсбуке» просто увлекательно. Журналисты, маркетологи, управленцы, авторитетные бизнес-тренеры, HR-специалисты - никогда не знаешь, о чем они будут писать завтра! Словом, для меня именно «Фейсбук» стал универсальной площадкой для общения и работы. Мне не надо здесь что-то изображать, он принял меня вместе с моими жизненными интересами и рабочими задачами.
Ирина Чу, владелица цветочной мастерской ViadeiFiori (839 друзей в Facebook):
- На сегодняшний день из всех соцсетей «Фейсбук» мне нравится больше всего. В первую очередь возможностью много писать (в отличие от «Твиттера» и «Инстаграма»), качеством аудитории и структурой (в отличие от «ВКонтакте»). Здесь всегда можно пообщаться на действительно интересные темы с прекрасными собеседниками. И это эффективный канал для моего бизнеса. Сегодня за обедом мне знакомая девушка сказала прекрасную фразу (не дословно, но смысл такой): «Твой бизнес — первый, о котором я узнала через «Фейсбук». Я не думала, что это работает».
Дарья Скрипникова, специалист по интернет-коммуникациям (743 друга в Facebook):
- С появлением соцсетей активность адекватных воронежских пользователей интернета переместилась из «Большого Воронежского Форума» в «Фейсбук», такой вполне публичный междусобойчик. Большинство пиарщиков, журналистов, маркетологов начали осваивать новую, взрослую и серьезную соцсеть. Это вам не «ВКонтакте», где тусуются малолетки, и не «Одноклассники» с фотографиями на фоне ковра. Это стильная, удобная площадка для коммуникаций. Здесь в одном потоке сложились возможность и деловых связей, и личных записей. Я пришла в «Фейсбук давно, году в 2010, но стала получать удовольствие от него только последний год. Более того, сейчас это основная социальная сеть, которую я использую, хотя у меня есть аккаунты практически во всех известных российскому пользователю соцсетях.
Анастасия Сарма, журналист (532 друга в Facebook):
- Сначала, как у всех, у меня была только страничка в «Одноклассниках», потом, удалившись оттуда, я материализовалась «ВКонтакте». А четыре года назад у многих моих знакомых пользователей «ВКонтакте» начались неприятности. Знакомые ребята, занимавшиеся в Воронеже акционизмом, привлекли внимание правоохранительных органов. Хотя то, что они называли себя «сектой», было всего лишь игрой, пародией. Но спецслужбы посчитали иначе. Избыточный контроль со стороны органов заставил многих пользователей перейти в «Фейсбук». Первым делом я «зафрендила» известных художников, писателей и музыкантов, художественные галереи и музеи. С тех пор мне достаточно просто почитать френдленту, чтобы быть в курсе интересующих меня новостей. В этом смысле «Фейсбук» – альтернативное СМИ, в котором нет цензуры. В то время, как по телевизору мы видим глянцевую рекламу сочинской Олимпиаде, в «Фейсбуке» пользователь узнает мельчайшие подробности о злоупотреблениях на олимпийской стройке. Например, видит нашумевшее фото «туалетов-близнецов». Еще одна ипостась «Фейсбука» - дневник. Только не тот, что прячут подальше от близких, а тот, что выкладывают в свободный доступ. Или только для друзей. Пишете прозу, но боитесь ее опубликовывать? Выкладывайте на «Фейсбук», получайте «лайки», повышайте самооценку и принимайте к сведению критические отзывы. Многие деятели культуры предпочитают не давать интервью, а неторопливо вести свой ФБ-блог - например, ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков, из записей которого становится понятно, что он очень занятой человек: утром он в Москве, днем – в Питере, вечером – в Воронеже, на следующий день - в Индии. Для многих людей «Фейсбук» - инструмент, благодаря которому можно попросить о помощи. Из 500 числящихся у вас в друзьях людей найдутся те несколько, которые протянут вам руки помощи. Присмотрят за ребенком, собакой или горшком с кактусом. И в этом смысле ФБ-сообщество полностью оправдывает пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».