В конце августа о необходимости постройки в областном центре системы метрополитена заявил веб-программист Денис Платонов. А известный блогер Антон Буслов предложил ограничить скорость движения транспорта в черте города до 50 километров в час. Региональные и муниципальные власти, в свою очередь, разрабатывают менее резонансные, но более осуществимые методы снижения транспортной напряженности в областном центре.
Кто не любит быстрой езды
Инициатива Антона Буслова, появившаяся на сайте www.roi.ru в конце сентября, стала первым законодательным предложением фонда «Городские проекты», основанного московскими блогерами и общественными деятелями Ильей Варламовым и Максимом Кацем. Воронежский активист предложил законодательно ограничить скоростной режим в населенных пунктах 50 км/час, а также установить административную ответственность за нарушения скоростного режима на 3-20 км/час в размере 300 рублей.
По мнению Антона Буслова, это позволит значительно снизить число погибших и серьезно травмированных в ДТП, а также уменьшить общее количество ДТП и тяжесть их последствий в целом.
– Тормозной путь автомобиля на сухом асфальте со скорости 80 км/час составляет до 57 метров, в то время как со скорости 50 км/час только 27 метров (на мокром асфальте тормозной путь возрастает на 25%). Таким образом, у водителя, движущегося со скоростью не выше 50 км/час, в большинстве случаев остается возможность не допустить столкновения и предотвратить ДТП, – говорится в описании инициативы на сайте РОИ.
Кроме того, утверждает ее автор, максимальная пропускная способность улично-дорожной сети приходится на скорость движения потока в 30-50 км/час. С увеличением скорости из-за роста интервалов движения пропускная способность снижается. В беседе с РИА «Воронеж» Антон Буслов предположил, что собрать 100 тысяч подписей будет достаточно просто.
– Наше предложение означает приведение законодательства в соответствие с требованиями Всемирной организации здравоохранения и стандартами развитых стран. Эти меры снизят аварийность, не вызвав пробок – мировой опыт это уже подтвердил. Так что тут нет какого-то особого пути. Инициатива общероссийская, и в стране достаточно зарегистрированных пользователей, чтобы ее поддержать,
Инициатива Антона Буслова ожидаемо вызвала противоречивые отклики. Так, председатель общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов Воронежской области» Николай Киселев с энтузиазмом воспринял предлагаемые ограничения.
По словам общественника, в Европе уже давно в черте города ездят до 50 км/час. Несмотря на то, что автомобили за границей более высокого класса, водители соблюдают скоростной режим и не допускают автохамства, подобного воронежскому.
– Как водитель с почти 35-летним стажем и человек, проработавший в ГАИ 20 лет, могу сказать, что при скорости 60 километров в час водитель в городе не может полностью контролировать ситуацию на дороге. Прежде всего, из-за пешеходов, которые могут появиться перед автомобилем в самый неожиданный момент. Лично я на улицах, где много пешеходов, сознательно сбрасываю скорость до 40-50 км/час. Тогда есть шансы избежать ДТП. Мне непонятна позиция автомобилистов, которые предлагают давить нарушающих пешеходов, мол, сами виноваты. Но ведь от самых безобразных действий пешехода еще никто не погибал. Даже если он нарушает правила дорожного движения, в гибели его все равно виноват водитель, – уверен общественник.
Кроме того, по его мнению, властям и ГИБДД необходимо пропагандировать не только культуру вождения, но и культуру поведения пешеходов на дорогах – у нас же операция «Пешеход», когда ГИБДД штрафует за нарушения пешеходов, проходят раз в квартал и проводится формально.
По словам Николая Киселева, беспредел на воронежских дорогах связан с неграмотной организацией дорожного движения в городе и отношением к нему участников дорожного движения. Решить проблему можно было бы за счет активного развития велосипедного движения (к слову, «улучшение качества городской среды для передвижений на велосипеде» - одна из целей инициативы Антона Буслова). Однако велодорожек, как во многих других городах, в областном центре нет, а ездить по магистралям на велосипеде попросту опасно.
– В каждую мою поездку на велосипеде по Воронежу меня кто-нибудь хочет сбить. Водители не замечают велосипедистов, те для них - пустое место. Создается ощущение, что автомобилисты надеются, что велосипедист успеет проскочить или остановиться. А вдруг не успеет, вдруг не остановится?
Фото: transport35.ru
Один из руководителей сообщества «ВелоВоронеж», велосипедист и автомобилист Игорь Титов напротив считает, что инициатива Антона Буслова вряд ли принесет положительный эффект.
– Как автомобилист, я не поддерживаю эту инициативу. Какой смысл тащиться в Москве по Кутузовскому или в Воронеже по Московскому или Ленинскому проспектам со скоростью 50 км/час? На отдельных улицах действительно надо ограничить скорость до 30 или даже 20 км/час. Но для этого есть специальные знаки. А ограничивать скорость во всем городе – только создавать дополнительные пробки. Для велосипедистов же нет разницы, 60 км/час разрешенная скорость машин или 50 км/час. То, что кто-то любит играть в «шашечки», - вопрос не скорости, а культуры. Люди, которые перестраиваются из ряда в ряд, могут припечатать и на 40 км/час,
Титов также рассказал, что велосообщество больше волнует вопрос парковок. В частности, есть риск, что велодорожки, которые начнут строить в следующем году, могут стать стоянками для автомобилей. С такими проблемами уже столкнулась Москва.
Гонщик Дмитрий Мальковский также считает, что законодательные ограничения вряд ли смогут изменить психологию водителей.
– В этой затее нет никакого смысла. Просто статистика нарушений правил вырастет. Чем больше запретов – тем больше нарушений. Все равно все будут ездить так, как им удобно. Ведь 50 км/час – действительно мало. А уж ночью-то все ездили, как хотят, и будут продолжать в том же духе, потому что полосы свободны. А камерами никого не запугаешь – все и так знают, где они стоят,
По словам Антона Буслова, московский опыт показывает, как можно справиться с водителями, избегающими ответственности за нарушение Правил дорожного движения. В Москве уже сейчас 95 процентов дорожных нарушений фиксируются только камерами-автоматами. В провинции этому мешает законодательный казус, из-за которого установка камер лежит в сфере ответственности муниципалитета, а получение доходов от уплаты штрафов – в ведении региональных финансистов.
– На исправление этого казуса будет направлена вторая инициатива «Городских проектов», находящаяся сейчас на рассмотрении. Мы ее будем продвигать так же активно, как первую, чтобы было 100% покрытие всех населенных пунктов камерами, причем они дадут окупаемость установки муниципалитетам за счет наших нарушителей. Это общемировая практика, - рассказал активист.
За первую неделю голосования проект Антона Буслова набрал 1381 голос (по состоянию на 23:30 минут 1 октября 2013 года).
На земле и под землей
С другой стороны подошел к решению транспортных проблем – на сей раз в масштабах одного Воронежа – автор другой нашумевшей инициативы на сайте РОИ. В конце августа веб-программист Денис Платонов вынес на голосование проект строительства в Воронеже метрополитена.
– Так как ситуация с пробками с каждым годом все хуже, а жителей все больше, и новые дома появляются все чаще, я решил проявить гражданскую активность и создал инициативу на сайте РОИ. Я буду до последнего дня продвигать этот проект, обращаться за помощью к СМИ. Мою инициативу поддерживают практически все, кто узнаёт о ней, но пока она не очень широко известна. Кроме того, не все знают, как можно проголосовать на сайте «Российской общественной инициативы»,
Он рассказал РИА «Воронеж», что использовал для размещения на сайте РОИ карту линий Воронежского метрополитена, разработанную активистом метро-движения из Санкт-Петербурга Артемом Левшиным. В течение трех лет он собирал информацию о транспортной ситуации в Воронеже и разработал свой проект организации городской подземки. Та схема, которая попала на сайт РОИ – одна из его рабочих версий. Специально для сообщества сторонников строительства метро в Воронеже активист разработал новую, более продуманную систему городского подземного транспорта.
– Метрополитен – это скоростной городской транспорт, поэтому линии охватывают только основные районы с плотной застройкой. Для Воронежа предлагается создание мелкого метро (глубина до 20 метров) с использованием типовых станций и конструкций для удешевления проекта. В качестве каркаса закладываются три линии с общей протяженностью 37 километров и имеющие 31 станцию. Расчетный срок реализации – 25-30 лет, при учете, что поэтапный ввод участков должен проходить каждые 4-5 лет. Предполагается создание связки с пригородным железнодорожным и городским наземным транспортом,
Денис Платонов посетовал, что не нашел в Воронеже специалистов, способных взять на себя подобную работу. Впрочем, он уверен, что его инициатива – это один из способов достучаться до властей. Она собрала уже 663 голоса.
– Инициатива на сайте РОИ покажет, что жителям необходимо метро. Это будет официальное заявление, его рассмотрит специальная комиссия, которая даст письменное заключение, – пояснил Денис Платонов.
Однако если создание проекта подземных линий пока что остается уделом энтузиастов, то вопрос о строительстве в областном центре «легкого метро», расположенного по большей части на поверхности (подземное прохождение планируется лишь в историческом центре Воронежа), решают совместно городские и региональные власти.
Как сообщили РИА «Воронеж» в областном департаменте промышленности и транспорта, в конце 2012 – начале 2013 года была разработана концепция развития пассажирского транспорта Воронежа на 2013 – 2020 годы, в которой предусматривается создание в среднесрочной перспективе системы скоростного рельсового транспорта как основы транспортного комплекса города.
– По результатам измерений показателей городского общественного транспорта, проведенных в конце 2012 года, сделаны выводы, что пассажиропотоков, для обеспечения которых необходим классический метрополитен, Воронеж не генерирует. Следовательно, сейчас можно обсуждать вопрос создания именно сети линий скоростного рельсового транспорта, – рассказали в департаменте.
Стоимость строительства линий такого транспорта в три-четыре раза дешевле строительства линий классического метрополитена. При этом провозная способность достаточно высока – порядка 25 тысяч пассажиров в час.
Предложенная транспортниками сеть «легкого метро» состоит из семи маршрутов общей протяженностью около 90 км. Планируется, что она свяжет основные жилые и промышленные районы с центром города. Стоимость ее создания составит порядка 80-90 миллиардов рублей.
– Анализ вариантов привлечения финансовых средств для строительства такого транспорта в Воронеже показывает, что это возможно только с привлечением средств федерального бюджета и на основе государственно-частного партнерства, так как ни областной, а тем более городской бюджеты не способны будут возместить всех затрат, – сообщили в областном департаменте промышленности и транспорта.
– Это предложение стоит солидных денег, но вводить систему можно по частям. Главное, что все полотно такого легкорельсового транспорта изолировано от автомобилей, а значит, движется без пробок. То есть имеет свойства метро. К слову, такая система стоит в 10-12 раз меньше, чем классическое метро. Правительство РФ сейчас поддерживает такие инфраструктурные проекты в регионах. Поэтому есть шанс на федеральные средства. Но главный вопрос, конечно, за правительством области. По сути, сейчас для Воронежа это единственный шанс создать новый рынок перевозок, альтернативный маршруткам, – считает Антон Буслов, входящий в состав рабочей группы по формированию эффективной системы организации пассажирских перевозок в городском округе города Воронеж.
Кстати, на днях мэр Воронежа Александр Гусев в интервью региональной редакции «Российской газеты» сообщил, что мэрия вернется к проекту создания «легкого метро» через три года.
Самые популярные предложения в сфере транспорта на сайте «Российской общественной инициативы»
Отмена права приоритетного проезда всех автомобилей, кроме автомобилей оперативных служб (дата старта голосования – 4 апреля 2013 года, федеральный уровень) – 74717 голосов «за» / 209 голосов «против».
Установление обязанности правоохранительных органов возбуждать дело об административном правонарушении, совершенном с использованием транспортного средства, на основании видеозаписи правонарушения, поступившего в правоохранительные органы с использованием сети Интернет (15 апреля 2013 года, федеральный уровень) - 62135 / 1732.
Отмена транспортного налога и перенос платежей по налогу в цену бензина и других нефтепродуктов (3 апреля 2013 года, федеральный уровень) – 58847 / 1602.
Определить цену за литр бензина (всех марок) не выше 10 рублей для каждого субъекта России (8 апреля 2013 года, федеральный уровень) – 16088 / 1606.
Отказ от привязки полиса ОСАГО к номеру конкретного транспортного средства (4 апреля 2013 года, федеральный уровень) – 13779 / 383.
Установление уголовной ответственности за кражу госномеров с автомобилей (8 апреля 2013 года, федеральный уровень) – 10922 / 163.
(указаны инициативы, набравшие более 10 тысяч голосов на 21:00 1 октября 2013 года)
Предложения, касающиеся Воронежской области, размещенные на сайте РОИ
Строительство метрополитена в Воронеже (21 августа 2013 года, региональный уровень) – 663 / 14
Расширение проезжей части ул. 9 Января на участке от ул. Жемчужная до ул. Антонова-Овсеенко (26 апреля 2013 года, муниципальный уровень) – 62 / 3
Как проголосовать на сайте «Российской общественной инициативы»
Для того, чтобы предложить свою инициативу или оставить голос за уже имеющуюся, на сайте www.roi.ru необходимо стать пользователем портала государственных услуг www.gosuslugi.ru . Процедура регистрации предполагает заполнение анкеты, в которой нужно указать личные и контактные данные, пароль и секретный вопрос, а также пройти подтверждение личности с помощью Универсальной электронной карты, электронной подписи, получения почтового отправления через ФГУП «Почта России» или визита в Центр продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком». Последний способ позволяет завершить регистрацию в течение суток. В Воронеже офис «Ростелекома» работает по адресу проспект Революции, д. 35 (так называемое «здание телеграфа»).