В начале нынешней недели Воронежская областная Дума утвердила параметры главного финансового документа региона на будущий год. Традиционно большая часть его расходов – 81% приходится на социальные нужды: от повышения размера оплаты труда работников бюджетной сферы до обеспечения жильем сирот и ветеранов Великой Отечественной войны. Однако не меньшую роль играют и расходы казны, направленные на рост экономики региона. Поддержку инвесторов, которая обязательно даст положительный эффект в будущем, воронежский губернатор Алексей Гордеев считает не менее важной финансовой задачей властей области.
Как принимался бюджет-2014
Традиционно процесс подготовки бюджета в Воронежской области начинается в конце весны, одновременно с подведением итогов предыдущего «бюджетного года». В течение лета исполнительные органы власти готовят свои предложения по тому, что необходимо сделать в следующем году и сколько будут стоить те или иные мероприятия. В первом приближении это выглядит как торг между тем или иным подразделением и департаментом финансово-бюджетной политики, который точно знает – денег на реализацию всех благих пожеланий все равно не хватит. В итоге уже на этом этапе бюджет становится компромиссом между тем, что область обязана финансировать по закону, и необходимыми для роста вложениями в региональную экономику и социальную сферу. По-настоящему довольными тем, что получается в итоге, не остается никто: ни граждане, которым бюджетные выплаты кажутся недостаточными, ни представители бизнеса, уверенные, что государственный гнет мешает им развивать свое дело, ни сами чиновники. Однако то, что областные финансисты вкладывают в проект закона о бюджете к октябрю, является едва ли не единственным возможным вариантом соблюсти баланс между всеми заинтересованными сторонами.
Это признают и депутаты областной Думы, за которыми остается последнее слово в принятии регионального бюджета. В середине осени процесс согласования его параметров – так называемое «нулевое чтение» - проходит на уровне парламентских комитетов. Показательно, что главные показатели бюджета – доходы, расходы и дефицит – в ходе доработки бюджета депутатами не претерпели изменений.
– Произошло внутриведомственное перераспределение финансирования на 145 миллионов рублей, однако на основные параметры документа они не повлияли, – отметила по итогам обсуждений руководитель департамента финансово-бюджетной политики области Надежда Сафонова.
А вот на первом чтении закона о бюджете на заседании регионального парламента 29 ноября документ подвергся критике со стороны оппозиционной фракции КПРФ. Коммунистов, признающих профессионализм и грамотность областных финансистов, не устраивает рост расходов на обслуживание государственного долга области.
- Внутренний долг области, увеличиваемый для покрытия дефицита, составит 19,7 млрд руб., - заявил с думской трибуны член фракции КПРФ Константин Ашифин. – Если соответствующий уровень дефицита сохранится в следующем году, то долг возрастет до 27 млрд руб. Но даже при столь колоссальном дефиците мы выходим на уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя области лишь порядка 37 тыс. руб. Тогда как в среднем по России этот показатель - 62-62,5 тыс. руб.
В итоге думские коммунисты проголосовали против принятия бюджета – таким образом они попытались «указать на глубокие проблемы, существующие в области».
Их коллеги из фракции «Единой России» такой подход осудили. По мнению депутата Сергея Почивалова, часть долгов области в будущем может быть списана или погашена за счет федеральных средств - в случае успешной реализации тех производственных проектов, под развитие которых привлекаются областью финансовые ресурсы.
Похожей позиции придерживается и спикер областной Думы Владимир Ключников.
- Некоторых настораживает предельное значение дефицита бюджета и наличие госдолга у Воронежской области. Но в США, например, долг бюджета давно уже превышает бюджетные доходы. Близка к этому ситуация в соседней с нами Белгородской области и в некоторых других ближних регионах, - отметил он и добавил, что именно заимствования помогают найти средства для развития экономики региона.
Второе чтение бюджета, состоявшееся в минувший вторник, носило технический характер – между двумя рассмотрениями законопроекта поправок в него не поступило. Представлявший проект бюджета председатель профильного думского комитета Александр Вериковский назвал одной из причин этого высокое качество совместной работы депутатов и областных финансистов.
Из чего складывается бюджет
Всего по прогнозам, заложенным в закон о бюджете, областная казна получит в 2014 году 67,8 млрд рублей. Без учета федеральных средств (кстати, размер этих поступлений может вырасти в течении 2014 года) собственные доходы региона составляют 55,3 млрд рублей.
Эта сумма складывается, в первую очередь, из налогов, которые платят жители Воронежской области и предприятия, расположенные в регионе. На первом месте – 23,9 млрд рублей (или 43,3% собственных доходов области) – находятся выплаты предприятий: налог на прибыль организаций (16,9 млрд рублей) и налог на имущество организаций (7 млрд рублей). На втором – налог на доходы физических лиц. На него приходится почти 35% доходов, которыми обеспечивает себя регион, - 19,3 млрд рублей.
Оставшиеся средства приходятся на выплаты по транспортному налогу и акцизы на нефтепродукты, а также некоторые штрафы, идущие в Дорожный фонд области – 5,7 млрд рублей, а также на иные налоговые и неналоговые доходы – 6,3 млрд рублей.
Примечательно, что за пять лет поступления по налогу на доходы физических лиц в Воронежской области выросли почти вдвое: в 2010 году эта цифра составляла 9,96 млрд рублей. Недаром во время «нулевого» чтения бюджета в ноябре председатель парламентского комитета по труду и социальной защите населения Игорь Суровцев отметил особую роль граждан-налогоплательщиков в формировании региональной казны.
- Каждый житель Воронежской области платит налоги и должен понимать, что он за это получает, понимать, что означают все приведенные цифры для его реальной жизни, - пояснил он.
На что будет потрачен бюджет
Говоря о бюджете-2014, представители законодательной и исполнительной власти региона чаще всего упоминают две его особенности.
Первая – «социальная составляющая» областной казны, на которую приходится 81% ее расходов – более 64,3 млрд рублей.
- Мы обязаны сохранить престиж бюджетных профессий и обеспечить достойную зарплату врачу и учителю. Два с половиной миллиона жителей Воронежской области должна обслуживать современная социальная сфера, а это существенный финансовый объем. И мы эту задачу выполняем, - высказался по этому поводу спикер Воронежской областной Думы Владимир Ключников на встрече с журналистами РИА «Воронеж» в начале декабря.
«Социальная составляющая» - это и выплаты заработной платы учителям и врачам, и закупка нового оборудования для образовательных и медицинских учреждений, и расходы по финансированию льгот. По данным Владимира Ключникова, на 2,3 млн жителей региона приходится 834 тысячи льготников.
Губернатор Алексей Гордеев подтвердил, что от поддержки социальной сферы власть отказаться не может.
- Это безусловные обязательства. Это снежный ком, который мы должны катить и удерживать, каким бы тяжелым он ни становился, - заявил глава региона на встрече с журналистами 18 декабря.
Особое место в ряду социальных обязательств региона занимает реализация «майских указов», подписанных президентом России Владимиром Путиным сразу после вступления в должность в 2012 году. На реализацию предусмотренных ими мер в бюджете-2014 заложено 5,7 млрд рублей. Почти половина этой суммы – 2,7 млрд рублей – будет направлена на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Темпы ее роста в будущем году составят от 15,7% для педагогических работников общего образования до 41,3% для социальных работников. Средняя зарплата учителей, по прогнозам финансистов, должна достичь 24,8 тысяч рублей, врачей – 32,4 тысяч рублей, воспитателей детсадов – 20,5 тысяч рублей. Будет расти оплата труда и других бюджетников.
На втором месте среди «президентских» расходов бюджета – обеспечение жильем детей-сирот (700 млн рублей). По словам Владимира Ключникова, сегодня в регионе их 2634 человек. На третьем месте - финансирование создания новых дошкольных учреждений (601,8 млн рублей). Президентские указы также диктуют расходы на переселение граждан из аварийного жилья (571,2 млн рублей), увеличение доступности получения услуг по принципу «одного окна» (476,7 млн рублей) и другие неотложные нужды.
Вторая принципиальная особенность бюджета будущего года – программно-целевой принцип его формирования. Это значит, что почти все расходы (около 98% - третий показатель в стране) идут на финансирование целевых программ, исполнение которых четко контролируется и губернатором, и депутатами регионального парламента.
Размеры финансирования региональных программ демонстрируют основные приоритеты областной власти. Так, на развитие образования предполагается потратить 19,2 млрд рублей, развитие здравоохранения – 16,2 млрд рублей, социальную поддержку граждан – 13,2 млрд рублей. Однако не забывают региональные власти и о вложениях в экономику. Так, 5,8 млрд рублей будет вложено в развитие транспортной системы региона; 2,5 млрд рублей – в развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка. Чуть более миллиарда рублей планируется вложить в программу экономического развития и создания инновационной экономики.
- Задача поддержки инвесторов ничуть не меньше по важности социальных расходов, - уверен губернатор области Алексей Гордеев. - У некоторых чиновников развилось отношение к предпринимателю как к дойной корове – в том числе и в личном аспекте. Но на самом деле предприниматель – это самое ценное, что у нас есть. Он создает экономику, платит налоги. А если еще и зарплата достойная – то работник сможет и яйца покупать и газеты - насколько бы они ни подорожали.
Глава региона признал, что власти осознанно пошли на большой – порядка 11,5 млрд рублей – дефицит, но этот шаг был необходим для того, чтобы обеспечить баланс между сохранением уровня социальных расходов и вложений в развитие экономики.
- Да, мы делаем напряженным бюджет, но при этом планируем ежегодный рост доходов, стараемся сделать его максимально прозрачным и публичным. Видны и источники дополнительных доходов. «Пугалки» насчет предельного госдолга приходится слышать регулярно. Но посмотрите: если сложить и «усреднить» все долги европейских стран, он составит 120 процентов от ВВП. И ничего, живут европейцы не хуже нашего,