В четверг исполнилось 10 лет с момента установки скульптурной композиции, посвященной героям мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова». Она стала первым в Воронеже примером сотворчества художника и горожан, и вскоре памятник стал одним из популярных видовых мест города.

Как в Воронеже появился Котенок

Памятник котенку Василию появился в 2003 году – установить его предложил Валерий Мальцев, который был в то время главным редактором газеты «Молодой коммунар», входящей теперь в состав РИА «Воронеж». Его поддержал руководитель администрации Коминтерновского района Иван Образцов, который объявил конкурс на лучший эскиз памятника. Победила в этом конкурсе ученица 11 класса, начинающая художница Ирина Поварова. Идея школьницы была сильно переработана известными скульпторами Иваном Дикуновым и Эльзой Пак вместе с их сыновьями Максимом и Алексеем.

Как рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» автор эскиза-победителя Ирина Поварова, всего она послала на конкурс около десяти разных рисунков, источником вдохновения для которых стал мультфильм режиссера Вячеслава Котеночкина и сценариста Виталия Злотникова, коренного воронежца.

– Мои родители выписывали газету, и там был конкурс эскизов для памятника котенку с улицы Лизюкова. Я решила поучаствовать, и случайно выиграла, никто этого даже не ожидал. Вдохновение было простое – мультфильм, но я постаралась переработать его немного по-своему, отправила на конкурс около десяти эскизов с разными сюжетами. Один из них выбрали, конечно, немного доработали и вот получилось то, что есть сейчас, рассказала она.

Помочь выиграть конкурс ей помогло начальное художественное образование. В дальнейшем Ирина Поварова сделала дизайн своей профессией.

- Сейчас моя работа не связана с этой историей, я дизайнер и декоратор, и клиентам своим не рассказываю, что я автор Котенка. Но все равно эта история меня сама находит, когда коллеги или знакомые встречают мое имя в печатных изданиях, в новостях. На работу это, конечно, никак не влияет, но помогает лишний раз улыбнуться,
Ирина Поварова, воронежский дизайнер.

Желанием сделать памятник, вызывающий у воронежцев положительные эмоции, объяснил свою инициативу и Валерий Мальцев.

– Мне хотелось создать памятник для общения. То есть чтобы с ним можно было сфотографироваться одному, целой группой людей, чтобы ребенка можно было посадить на дерево рядом с Котенком. А то, что до последней реставрации горожане сами красили вороне ногти лаком, лишний раз подтверждает «народность» этой скульптурной композиции, – признался он в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж».

По его словам, рассматривались сразу несколько вариантов композиции с участием героев мультфильма Вячеслава Котеночкина. Мог памятник оказаться и более монументальным.

– Одним из основных вариантов была композиция, как котенок постепенно превращается в бегемота. Там было несколько фигур – сначала кот, потом не совсем кот, потом не совсем бегемот, потом бегемот… Но осуществить эту задумку было сложно с финансовой стороны. Также был вариант поставить кота на постаменте в виде римской колонны. Был вариант без дерева – просто Ворона сидит на плече у Котенка, – напомнил Валерий Мальцев.

Как Котенок превратился в бренд

Котенок на улице Лизюкова моментально стал одной из точек притяжения для горожан. Как это часто бывает с подобными скульптурами (например, с памятником другому художественному персонажу – Белому Биму, - установленному возле Театра кукол), прикоснуться к ней стало хорошей воронежской приметой.

- Меня не удивляет популярность памятника. Ведь до его установке по моей просьбе одно из крупнейших социологических агентств Воронежа дважды с промежутком в один год проводило опросы горожан. И оба опроса показывали, что примерно 80% населения в возрасте от 18 до 55 лет за установку памятника Котенку с улицы Лизюкова. То есть мы пошли на реализацию этого проекта, заручившись одобрением жителей,
Валерий Мальцев, инициатор создания памятника Котенку с улицы Лизюкова.

К похожим выводам пришли десятилетие спустя авторы нашумевшего культурологического доклада «Воронежский пульс». В главе, посвященной символическим ресурсам Воронежа, приводятся данные опроса пользователей социальных сетей, которые поставили Котенка на второе место в ряду ассоциаций, связанных со словом Воронеж, после поэта Осипа Мандельштама.

«Успех» Котенка, обошедшего такие привычные для самих воронежцев ассоциации, как «колыбель русского флота» или «город Андрея Платонова», стал одним из аргументов в споре критиков и сторонников авторов доклада и их координатора, ректора Академии искусств Эдуарда Боякова. Масла в огонь полемики подлил и сам Бояков.

- Вне Воронежа главным брендом фактически является Котенок с улицы Лизюкова, это подтверждают социологи и культурологи, это то, что знают о Воронеже и в Москве, и в других городах, - заявил он на презентации «Воронежского пульса» в середине сентября.

Это утверждение постоянно оспаривается воронежскими общественными деятелями. Так, на недавней встрече с журналистами РИА «Воронеж» и газеты «Молодой коммунар» спикер Воронежской областной Думы Владимир Ключников неоднозначно оценил роль Котенка как главного воронежского бренда. В качестве альтернативы он предложил сделать фирменным знаком региона песенные традиции его жителей.

Однако и сам Эдуард Бояков отнюдь не придает Котенку ключевого значения в формировании будущего образа Воронежа. На осенней встрече с воронежскими журналистами, пишущими о культуре, он предположил, что основным символом Воронежской области мог бы стать чернозем – уникальная и многогранная метафора, обладающую богатым потенциалом.

Мнение о том, что Котенок стал символом Воронежа стихийно и вряд ли может быть «образным капиталом» города, содержится и в самом тексте доклада:

– Существует диспропорция в том, какой резонанс имеют темы, желательные для капитализации образа территории, и художественные произведения, имеющие действительно высокий рейтинг. Например, очень китчевая работа – Памятник «Котёнку с улицы Лизюкова» имеет самый высокий на данный момент индекс цитирования в прессе, в интернет-блогах и социальных сетях, – сказано в главе «Содержательные аспекты искусства в общественных пространствах Воронежа».

Тексты доклада «Воронежский пульс», касающиеся Котенка, носят, скорее, описательный характер. Так, авторы исследования утверждают, что памятник Котенку – это «первая работа, сделанная как проект сотворчества художника и горожан – art with community project». Само по себе это нивелирует недостатки «эстетического качества проекта и выбора места его размещения».

Сам автор идеи памятника Котенку с улицы Лизюкова Валерий Мальцев считает, что памятников-символов Воронежу недостает.

– У меня есть целая программа по созданию новых городских достопримечательностей, причем как в Воронеже, так и в других российских городах. Я буду презентовать эту программу 14 декабря во Владимире. На мой взгляд, в Воронеже нужен памятник коту Мурлыке. Это персонаж из детской телепередачи «Сказки кота Мурлыки». Программа выходила несколько десятилетий назад на Воронежском телевидении. Также я уверен, что Воронежу нужен памятник футбольной команде «Факел» и памятник либо хорошая памятная доска певцу Юрию Хою. Памятников должно быть много хороших и разных, они должны стать местом притяжения для горожан. Причем, памятники должны быть не только в центре Воронежа, но и на Машмете, и на Ваях. Вообще, каждая улица в Воронеже достойна памятника. Это нужно для нового имиджа Воронежа, который сейчас формируется. В районах области тоже нужны памятники-символы. И я готов к обсуждению этих проектов, 
Валерий Мальцев, инициатор создания памятника Котенку с улицы Лизюкова.


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».