Телеведущий Иван Затевахин в Воронеже: «Разбивать семьи морских млекопитающих негуманно»

, Воронеж, текст — , фото — Виталий Грасс
  • 6406
Телеведущий Иван Затевахин в Воронеже: «Разбивать семьи морских млекопитающих негуманно» Телеведущий Иван Затевахин в Воронеже: «Разбивать семьи морских млекопитающих негуманно»
Ученый пообщался с горожанами о собаках и китах.

Биолог Иван Затевахин, в 90-х получивший известность как автор телепередачи «Диалоги о животных», встретился с воронежской публикой в пятницу, 25 августа. Встреча прошла в воронежском инновационном бизнес-инкубаторе имени профессора Борисова в рамках конкурса инновационных идей «Правила роста».

Иван Затевахин показал отрывки из своих фильмов, прочитал лекцию о том, как киты меняют экосистему океанов, и рассказал, как попал на телевидение. Обозреватель РИА «Воронеж» записала самые яркие цитаты телеведущего.

О Николае Дроздове и пути на телевидение

– С Николаем Николаевичем Дроздовым я знаком очень плотно и хорошо со второго курса университета. Он был нашим преподавателем и, более того, руководителем диплома и курсовых. В советское время считалось, что настоящий ученый изучает клещевой энцефалит в Саянах, а китов и дельфинов изучают одни пижоны. К моему счастью, Николай Николаевич так не считал, поэтому стал моим научным руководителем. У меня не то чтобы мысли не было работать на телевидении – я этого никогда и не хотел. Но из-за стечения разных обстоятельств меня приглашали время от времени на съемки.

Может быть, молодежь об этом не знает, но до 1994 года в дневное время телевизионное вещание заканчивалось – его не было. С 13:00 и примерно до 17:00 на экране была «зебра». Продюсеру и телеведущему Александру Акопову правительство поручило сделать дневной эфир на канале «Россия» (тогда РТР). В один из таких эфиров меня привел мой друг Александр Гурьев. Поэтому свой путь на телевидение я считаю во много случайным, а во многом закономерным.

Об экстремальной биологии

– По заказу Русского географического общества мы снимали цикл фильмов «Экстремальная биология». Почему экстремальная? Потому что ученые, которые исследуют животных, живут на необитаемых островах – в частности, на острове Мирном или малообитаемом острове Беринга. Порой эти острова абсолютно недоступны и отрезаны от остального мира. Молодые ученые там выживают, наблюдая за дельфинами, касатками и китами.

О влиянии китов на океан

– Кит – это вершина экологической пирамиды мирового океана. Вы наверняка слышали о так называемых ландшафтообразующих животных. В Воронежской области, например, это уникальные колонии бобров, которые изменяют ландшафт. Бобры выстраивают запруды. Там, где бобры, – всегда зелень, влажно, нет застоя воды.

В Африке ландшафтообразующие животные – слоны. Слоны, по сути, создали саванну. Это животные, которые выкорчевывают деревья, поедают растения, оставляют после себя огромные навозные кучи, которые являются удобрением и едой для других животных. Слоны играют важную роль в экосистеме саванны. А киты играют огромную роль в экосистеме Мирового океана.

Мировой океан устроен не одинаково: в нем есть оазисы и «пустыни». Киты перемещаются из одного оазиса в другой. Они поглощают огромное количество рыбы и криля, выделяют удобрения, которые оседают на дно, перемешивают воду и создают условия для произрастания фитопланктона.

P8250851.jpg

О фитопланктоне и глобальном потеплении

– Мы говорим: леса – это легкие нашей планеты. Да, в какой-то степени. Но основные легкие Земли – это тот самый фитопланктон, который поглощает углекислый газ. А когда его много, он способствует глобальному потеплению, возникает парниковый эффект.

Климат меняется в корне, когда меняются течения Мирового океана. А они пока, слава богу, не изменили своего течения, иначе мы бы на своей шкуре это почувствовали – тогда была бы глобальная катастрофа. Погода и потепление, которое мы наблюдаем, несут для нас много неприятных вещей – в том числе холодное лето, которое мы наблюдаем. А неустойчивость погоды – признак глобального потепления.

Чем больше китов – тем больше фитопланктона. Много зелени – это хорошо. В этом случае мы сможем бороться с парниковыми эффектами и стабилизировать среднюю температуру на планете. С другой стороны, чем больше фитопланктона, тем больше зоопланктона. А зоопланктон – это основа основ питания многих рыб. Запустить эту систему без китов практически нереально.

О китобойном промысле

– Когда китов было много, они держали экосистему в балансе. Но, к сожалению, китобойный промысел сильно подорвал их популяцию. Китов осталось в тысячу (а некоторых популяций – в несколько тысяч) раз меньше, чем было. Несмотря на то, что китобойный промысел запрещен, есть определенные квоты, которые, по сути, являются завуалированной охотой на китов. Этим «грешат», казалось бы, цивилизованные японцы и норвежцы. Смертоубийство китов устраивают и коренные жители Фарерских островов. Они кричат, что это их традиционный промысел. Но этот промысел – совершенно бессмысленная и беспощадная вещь, которая никак не отражается на экономике. Понятно, что все эти островки такого варварского отношения к природе надо запрещать.

О том, как не мешать природе

– Киты живут по 80-90 и более лет. Это абсолютно инопланетные существа, как и дельфины. Несмотря на то, что на них много охотились, к людям они относятся абсолютно индифферентно. Когда мы работали в морских экспедициях на Командорских островах, рядом с нами на протяжении пяти суток проплывал кит-горбач. Он был абсолютно неагрессивный. Командорские острова – это история о том, как природа может восстановиться, если человек не будет ей мешать. 

Когда я в 1990-х спрашивал у студентов, работавших там: «Ребят, касатки есть?», они только руками разводили. Как только в 1995 году организовали Командорский морской заповедник, там стали появляться киты, касатки, кашалоты, плавуны и множество разных видов дельфинов.

P8250853.jpg

О вреде океанариумов

С отловом животных для океанариумов и дельфинариев нужно бороться, потому что это дело совершенно негуманно – разбивать семьи морских млекопитающих. Отлов животных для океанариумов разбивает семью, в которой механизм привязанности заложен на гормональном уровне. Забирая животное из семьи, вы наносите вред физиологии животных. Зачем держать океанариумы, непонятно. Хотите увидеть морских животных – поезжайте с биноклем в Крым. А белугу смотрите на Белом море. Так что я поддерживаю самые жесткие меры для сохранения популяции китов и дельфинов.

Об опасных собаках и енотах

– Я долго зарабатывал на жизнь, профессионально дрессируя собак, в том числе работая для полиции, армии и прочих силовых структур. Собаки окружали меня с детства: и доги, и боксеры. Рассказы о том, что американские стаффорды (стаффордширский терьер) – какие-то особые собаки, которые себя по-особому ведут, – это домыслы журналистов, а также результат деятельности отдельных неуравновешенных личностей, которые заводят собак и делают из них пугало для остальных людей.

Наиболее опасные для человека собаки – те, которые являются таковыми в силу своей профессии. Это, прежде всего, служебные, полицейские собаки: например, немецкие овчарки. По статистике покусов лидируют именно они. Это и бельгийская овчарка малинуа – уникальная полицейская собака.

Многие думают, что еноты – милые животные. Но знаете, как они кусаются? Это страшный хищник. Нерадивых хозяев они рвут со страшной силой, в клочки. То же самое – и собака. Любая собака может быть опасна и для человека, и для других собак.

Почему я держу стаффорда? Потому что с этими собаками нет никаких проблем с детьми. Детей – моих и чужих – эти собаки вырастили, прекрасно с ними ладят. Для меня это очень важно. Если бы я хотел взять серьезную служебную собаку, я бы взял или рабочего «немца», или «бельгийца», который был бы как заряженное ружье. Но на сегодняшний день мне это не нужно.

P8250810.jpg

Справка РИА «Воронеж»

Иван Затевахин – российский теле- и радиоведущий, кандидат биологических наук. Наибольшую известность получил как автор и ведущий научно-популярной программы «Диалоги о животных» на телеканале «Россия».

В 1981 году Иван Затевахин окончил кафедру биогеографии географического факультета МГУ. Окончил аспирантуру по специальностям «гидробиология» и «экология». Область научных интересов ученого – экология, поведения и акустическая сигнализация морских млекопитающих. С 1981 по 1997 годы работал в Институте океанологии имени Ширшова Академии наук. 

В разные годы Иван Затевахин участвовал в прибрежно-морских экспедициях и научных рейсах, работал в акваториях Северно-Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского и Южного океанов. Исследовал животных в Черном, Белом, Красном, Желтом, Баренцевом, Беринговом, Японском, Восточно-Китайском и Андаманском морях, в морях Росса и Уэдделла (акватория Антарктиды), в Гвинейском, Бискайском и Анадырском заливах, проливе Дрейка, в Анголо-Намибийском промысловом районе. Был разработчиком нормативов и соревнований по дрессировке собак.

С 1992 года работает на телевидении. Автор и ведущий программ «Диалоги о животных», «Диалоги о рыбалке», «О животных» (на «Радио России»), «От носа до хвоста» (на телеканале «Бибигон»). С 2009 года – худрук телеканала «Домашние животные» (на «Стрим-ТВ»), с того же года – главный редактор журнала «Мой друг собака».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: