Выставочный проект «Развитие промышленности в Воронежском крае XIX – начала XX вв.» открылся в главном корпусе Воронежского областного краеведческого музея (улица Плехановская, 29) в субботу, 11 сентября. Посетители узнают, как Воронеж из центра аграрного региона с кустарным производством превратился в крупный промышленный город.
О самых интересных экспонатах и их истории – в материале РИА «Воронеж».
Станционный телефон, модель моста и жетоны рабочих
Представленный на выставке старинный телефонный аппарат C. F. Lewert – из тех, что стояли в XIX веке на железнодорожных станциях. Первый такой появился в управлении ЮВЖД в 1860-е.
– Для сравнения: в Воронежском губернском жандармском управлении собственного телефонного аппарата не появилось до 1917 года. Если нужно было позвонить, жандармы бежали к градоначальнику или в канцелярию губернатора, – отметил старший научный сотрудник краеведческого музея, кандидат исторических наук Леонид Страхов.
В экспозиции есть и инструменты железнодорожников тех времен – компас, гальванометр (приспособление для измерения электромагнитного поля) и ручной фонарь железнодорожного кондуктора. Внутри таких фонарей была спрятана керосиновая лампа, а его цвета менялись за счет сменных цветных стеклянных стенок. Подобные фонари были в ходу в начале ХХ века.
На многих предприятиях конца ХIХ века, как и на современных, действовал пропускной режим. Рабочие носили на шее именные жетоны с номером, которые и являлись пропуском. Один из представленных на выставке жетонов принадлежал рабочему Отроженских железнодорожных мастерских.
В экспозиции также есть маленькие модели российского паровоза второй половины XIX века и построенного в 1910 году (и сохранившегося до сих пор!) Отроженского железнодорожного моста.
Воронеж начал превращаться в крупный железнодорожный пункт со второй половины ХIХ века. Импульс дало строительство в 1868 году железной дороги, соединившей город с Козловом (сейчас – Мичуринск). Эта ветка стала частью железнодорожного пути от Воронежа до Москвы. В том же году в Воронеже соорудили мастерские для ремонта паровозов и вагонов, а в 1912-м появились Отроженские мастерские – по ремонту вагонов на станции Раздельная (ныне – Отрожка).
Сахарные «головы» и коробка конфет начала ХХ века
В первой половине XIX века в Воронежской губернии получила развитие сахарная промышленность. К 1861 году здесь работало 12 сахзаводов.
Важной вехой в истории сахарной и кондитерской промышленности губернии стала эпоха рамонских фабрик принцессы Евгении Ольденбургской.
Евгения Максимиллиановна, женщина деловая и широко образованная, в своем поместье в Рамони в 1880 году реконструировала сахарный завод, переведя его на машинную паровую технику, а в 1891-м открыла рафинадный цех, где перерабатывали сахарные «головы» конусообразной формы. Увидеть сахарную «голову» можно на выставке. По своей твердости она напоминает каменный монолит.
В 1900 году на сахарном заводе принцессы Евгении Ольденбургской открылся цех по производству шоколада и конфет. Здесь производили свыше 400 наименований лакомств.
Рамонские конфеты выпускались в красивых расписных жестяных коробочках, рисунки для них придумывали художники. Оригинал такой коробки можно увидеть на выставке. Известность получила серия конфет «Дети-шалуны» – в экспозиции есть репродукции конфетных фантиков.
Макет первого в Воронеже автомобиля
Первым в городе автомобилистом стал промышленник Константин Веретенников. В 1902 году его шикарный французский автомобиль «Делонэ-Бельвиль» появился на улицах Воронежа. Кстати, такая же модель авто была у императора Николая II. Посетители выставки смогут не просто увидеть макет того французского автомобиля, но даже сесть на место водителя и сфотографироваться за рулем.
Константин Веретенников в 1892 году открыл на Богоявленской улице (сейчас – улица 25 Октября) маленькую слесарную мастерскую. С 1899 года расширившееся производство стало называться Товариществом механического и чугунолитейного завода Константина Веретенникова. Завод расположился на 2-й Девицкой (ныне – улица Свободы). Здесь выполняли заказы на отливку всевозможных предметов, изготавливали и ремонтировали паровые котлы, паровые машины, локомобили, керосиновые и бензиновые двигатели. На выставке представлена напольная чугунная плита с узорами, которая была вмонтирована в мостовую у входа на завод и рекламировала его. В 1910-е годы правление предприятия подарило плиту Воронежскому музею краеведения. Константин Ветеренников, кстати, помогал в его благоустройстве.
На выставке воссоздали уголок кабинета промышленника.
Колокол завода Самофалова
На выставке можно увидеть большой колокол, который сделали на заводе Самофалова.
В начале XX века в Воронеже было два колокольных завода, и оба принадлежали крупному предпринимателю и общественному деятелю, купцу Дмитрию Самофалову. Один располагался на современной Кольцовской улице (сейчас на его месте кондитерская фабрика), второй – на углу улиц Станкевича и Ремесленная гора (ее называли Самофаловской горой).
– Воронежские колокола, сделанные на заводе Самофалова, славились как одни из самых звучных в России. Их охотно приобретали для строящихся и реставрируемых храмов, – сообщил старший научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Роман Берестнев.
Самофаловский колокол весом 33 пуда украсил возводящийся Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.
Действующий кассовый аппарат конца ХIХ века
Кассовый аппарат «Националь», представленный в экспозиции, принадлежал борисоглебскому купцу Бражникову. Такие изящные кассовые машины печатали чеки в крупных розничных магазинах и лавках.
Касса по-прежнему в рабочем состоянии, все механизмы в ней крутятся. После расчета она издает милое звяканье колокольчика – такой звук сопровождал работу всех кассовых аппаратов «Националя».
Дореволюционные кирпичи и изразцы
До революции 1917 года в Воронеже насчитывалось более 20 кирпичных заводов. Из воронежского кирпича строили жилые дома, общественные здания, трубопроводы для ливневой канализации и другие технические сооружения.
На кирпичах, которые можно увидеть на выставке, сохранились клейма – инициалы владельцев заводов. Например, экземпляр с надписью «ФИК» – с завода промышленника Федора Ильича Кожевникова. Такая маркировка была признаком кирпичей высокого качества. Поставить клеймо на свои изделия просто так владельцы заводов не могли – на маркировку требовалось разрешение государя, а оно давалось только после экспертизы продукции, которую проводила специальная комиссия.
Клеймо «Т.Г.» означает «Первое Товарищество Глинозем». Кирпичный завод товарищества заработал в Троицкой Слободе в 1896 году недалеко от глиняных карьеров.
Помимо кирпичей, в Воронеже выпускались и изразцы – керамические плитки, используемые для облицовки каминов, печей, стен. Посетители выставки увидят изразцы фабрики Павловых и Поповых.
– На воронежском заводе Павловых выполняли росписи, а по их лекалам на заводе братьев Кузнецовых в селе Буды Харьковской губернии производили изразцы, – пояснил Роман Берестнев.
Здесь же представлены и воронежские кафельные плитки, которыми в основном облицовывали печки. В старину такую плитку называли «кафля». Их выпускал завод братьев Павловых.
Рекламные объявления царских времен
На одном из стендов – реклама бульонных кубиков по 4 копейки. Как следовало из рекламы, покупатель получал «большую чашку настоящего мясного бульона».
А вот реклама пивоваренного завода, который, согласно объявлению, выпускал такие сорта пива, как «Экспорт», «Пильзенское», «Баварское», «Черное» и другие.
Что еще можно узнать на выставке о промышленности края
О первом промпредприятии в Воронежский губернии
Первым таким предприятием стал в 1869 году завод крупного промышленника Вильгельма Столля. Здесь производили паровые машины для железной дороги, сельскохозяйственные плуги, оборудование для маслобойных заводов. Рабочие завода также изготавливали гаечные ключи и секирные замки для дверей – их можно увидеть на выставке. Также представлена модель паровой машины, которая в музее выставляется впервые.
Рядом – произведенный на заводе инструмент сапожного мастера, так называемый накат. Приспособление вставлялось внутрь голенища сапога, чтобы сапожник мог нарисовать на нем узор.
Сперва на заводе Столля трудилось всего 10−15 человек, а к 1905 году количество рабочих на предприятии превысило 1 тыс.
– В начале Первой мировой войны завод Столля как частное предприятие вошел в концессию с государством. В результате был образован трубочный завод, на котором занимались производством боеприпасов и трубок для артиллерийских взрывательных снарядов. На производстве были заняты не только мужчины, но и женщины, – сообщил Леонид Страхов. – В Первую мировую войну больше всего страдали рабочие железнодорожных мастерских – на фоне роста цен им не повышали зарплату. Руководство же завода Столля пошло навстречу своим рабочим. На трубочном заводе, например, оно ввело повышающие коэффициенты.
О развитии сукноделия
Суконное производство, которому посвящено начало экспозиции, стало развиваться благодаря строительству в Воронеже первого в Российской империи военно-морского флота. Нужды корабельного дела обеспечивали суконные мануфактуры.
– Император Петр I был в Воронеже 13 раз и провел здесь 500 дней. Он повелел создать верфь и строить корабли. В связи с этим в Воронеже развивается сукноделие. Все промышленное развитие в крае до середины XIX века связано с сукноделием, – отметил Роман Берестнев.
Со второй половины XVIII века крупнейшими суконными предпринимателями в Воронеже стали Гарденины и Тулиновы – настоящие короли мануфактурного производства. Сохранившееся в Воронеже здание музея «Арсенал» (филиала краеведческого музея) раньше было цехом суконного производства Гардениных. Здесь овечья шерсть очищалась, вычесывалась, из нее получали пух и делали пряжу. Затем на ткацком станке выделывали сукно.
На выставке представлен инструмент для чески овец и кусочек глины сукновального типа, с помощью которой очищали грязную шерсть.
Старший научный сотрудник Воронежского краеведческого музея, Леонид Страхов, добавил, что сукно в Российской империи было нужно, в первую очередь, для пошива военной формы.
– Все суконные мануфактуры, которые работали в Воронежском крае в конце XVIII века, в основном были полуказенными – работали на госзаказ и развивались в «тепличных» условиях. Поэтому, когда с середины XIX века на фоне реформ Александра II началось бурное капиталистическое развитие, все эти предприятия не выдержали конкуренции. К 20−30-м годам XIX века суконное производство в Воронеже угасло, – добавил Леонид Страхов.
О пивоваренных и винокуренных заводах
Первый пивоваренный завод в Воронеже открылся в 1780 году. В начале XIX века в городе действовало уже пять пивоварен.
Во второй половине XIX века монополистами пивного производства стали купцы Василий Синицын и Иван Федоров. Пивоваренный завод последнего располагался на Нееловской улице (современная улица Пятницкого). Позже его владельцем стал переехавший из Баварии немец Христофор Кинц. Поселившись в Воронеже, он сменил имя на Михаил. Кстати, завод Кинца стал первым из 20 пивоваренных предприятий, где не применялся детский труд. Завод находился на правом берегу Воронежа, на набережной, в районе Чернавского моста.
Хмельной напиток разливали в коричневые стеклянные фирменные литые бутылки (экземпляры представлены на выставке). На стекло наносилась гравировка с названием напитка.
Пиво в Воронеже в конце XIX века продавалось в пивных ларьках на торговых площадях, со строгим соблюдением законодательства. «Пивные точки» должны были быть расположены не ближе 40 сажен (85,2 м) от церковных оград и учебно-воспитательных учреждений.
В начале XX века в Российской империи развернулась антиалкогольная кампания, под запрет попало и пиво. В 1914 году ввели «сухой закон», а революция 1917 года положила конец частным пивоваренным предприятиям.
Во время Гражданской войны здание пивоваренного завода Кинца было разрушено.
На выставке можно увидеть архивные фотографии
казенного винного склада, открывшегося в Воронеже на рубеже