Тбилисский государственный профессиональный драматический театр имени Шота Руставели (Грузия) привез в Воронеж на Платоновский фестиваль спектакль «Вано и Нико». Постановку знаменитого режиссера Роберта Стуруа показали 12 и 13 июня. Этот театр побывал в столице Черноземья впервые.
В основу спектакля легла пьеса, написанная самим Робертом Стуруа по рассказам и притчам грузинского писателя Эрлома Ахвледиани.
– Это очень интересные новеллы о двух людях – молодых, а иногда старых. В рассказах используется абсурдная техника, тогда модная – так же писали Ионеско, Беккет. Они – о сложных взаимоотношениях добра и зла. О том, как добру иногда лень и противно быть добрым, потому что все его «затуркали», и ему хочется стать злым, чтобы пробить себе дорогу. А злу надоело быть злым и захотелось стать добрым. И они поменялись. Потом добро, ставшее злым, захотело вернуться в лоно добра, но это было невозможно. Но в конце – такой иронический хеппи-энд, – рассказал Роберт Стуруа на пресс-конференции перед спектаклем.
С самого начала спектакля зрителей предупредили, что все происходящее, возможно, сон. Герои периодически засыпают, обсуждают, как они оказались друг у друга во сне, во сне же ссорятся, мирятся, дерутся, влюбляются, женятся и возвращают долги. Граница между сновидением и явью, как и между добром и злом, у персонажей спектакля Стуруа размыта. Злой Нико требует от доброго Вано все новых жертв: сначала просит отдать ему свечу, шапку, затем – возлюбленную, свою любовь к ней, свою жизнь. «Мы же друзья», – говорит Нико, и добродушный Вано не может ему противостоять.
– Спектакль и грустный, и веселый, это взгляд с юмором на нашу современность, когда все добро и зло настолько перемешались, что непонятно, где что. Хотелось напомнить о каких-то вечных вещах, которые не меняются в зависимости от наших дрязг и политических конфликтов. Вообще я считаю, что хорошие люди не должны изменять своему доброму предназначению, не должны идти на компромисс. Но жизнь сложна. Многие из моего окружения, мои друзья совершали поступки, которых я от них не ожидал. Я их прощаю. В юности молчать было трудновато. Однако, становясь взрослее, я стал лучше разбираться в жизни, сам шел на сложные сделки с совестью. Когда совершаешь проступок, всегда есть опасность. Ты открываешь какую-то щелку и входишь туда, откуда возврата не бывает, – отметил Роберт Стуруа.
О сделках с совестью, самопожертвовании во имя дружбы, влюбленностях и потерях со сцены рассказывали всего четыре артиста. Абсурдность «Вано и Нико» была не только в самом тексте Эрлома Ахвледиани, но и в остальных деталях, созданных Робертом Стуруа: быстрой смене сцен, менявшихся ролями персонажах, странных репликах, не относящихся к основному сюжету. Вместо гор герои покоряли высокие стремянки, а умерев от выстрела, тут же воскресали, чтобы снова куда-то бежать. Эта сумбурность, поэтичный хаос спектакля, с одной стороны, казались воплощением неистовой фантазии создателя, с другой – метафорой самой жизни, непостоянной и не укладывающейся ни в какие рамки и определения.
– От того, что спектакль кончится хорошо или плохо, для зрителя ничего не изменится. Любой человек подумает над любым спектаклем максимум минут 10 перед сном и продолжит свою грешную или безгрешную жизнь. От нас ничего не зависит. Мы можем создать очень маленькое общественное мнение, добавить крупицу здравым и нормальным людям. Но надеяться на то, что мы можем изменить человека, не стоит. Этих иллюзий у меня нет. Искусство вообще обладает таким свойством, что ты попадаешь в волну человека, который создал это искусство. Например, сам становишься против зла. Но когда ты приходишь домой, происходит отход от всего этого. Ты ложишься спать с женой или девушкой или один. И за 10 минут перед тем как заснуть, ты начинаешь медленно забывать, что ты видел. При этом хороший финал или плохой – неважно. Я сам как зритель люблю хеппи-энды. Я понимаю, что это ирония, что в жизни так не бывает. Но моему сердцу приятнее видеть, что все кончилось хорошо, – сказал Роберт Стуруа.
Показ спектакля «Вано и Нико» прошел в Воронеже в рамках сотрудничества Платоновфеста и Международного театрального фестиваля имени Чехова.