Выставка «Живу и вижу» открылась в воронежском музее им. Крамского в четверг, 2 июня. В экспозиции представлена коллекция произведений художников-нонконформистов поэта Всеволода Некрасова. Здесь можно увидеть работы известных художников «второго русского авангарда» – Эрика Булатова, Владимира Немухина, Франциско Инфанте-Арана,Олега Васильева и других. Корреспондент РИА «Воронеж» выбрала картины пяти художников, ради которых стоит посетить выставку.
Эрик Булатов. Свобода есть свобода. Бумага, карандаш
В работах Булатова присутствует плакатность – по его знаменитым картинам бегут лозунги, слова и строки, но не призывающие и жизнеутверждающие, а отражающие соцреальность. «Свобода есть» – говорит нам художник. Но утверждение ставится под сомнение плоскостью картины, ограниченным листом бумаги, который сам по себе уже является для Булатова объектом. Надежду для свободы оставляет то, что строка прорывает вглубь пространство картины, открывает его, уводя «свободу» в небо.
Франциско Инфанте-Арана, Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Знаки в пейзаже». Бумага, авторская цветная фотопечать
Супруги Франциско Инфанте и Нонна Горюнова работают в уникальном жанре создания артефактов, документированных в фотографиях – встречах природы и человека. Артефакт – это вещь, сделанная человеком и автономная по отношению к природе. Они привносят артефакты в нее, таким образом создавая некое организующее начало, с помощью которого распоряжаются атрибутами самой природы: солнечным светом, воздухом, снегом, землей, небом. Несмотря на отсутствие человека в их работах, они всегда о его душевном мире и сознании.
Владимир Немухин. Бубновый валет (Валет радио). Бумага, карандаш, коллаж
Сквозной мотив одного из лидеров Лианозовской группы – игральные карты. В своем триалоге «Война с одуванчиками» художник говорит, что «именно благодаря картам возникло видение, не имевшее к ним прямого отношения. Их свойства и связанные с ними ассоциации более чем очевидны. Но если круг и квадрат – фигуры сознания, то карты – нет. Это чужое, абсолютно независимое».
Олег Васильев. Дом с мезонином. Из цикла «Рассказ художника. Дом с мезонином». Бумага, цветная литография
«Чеховский проект» был осуществлен по инициативе норвежского мецената, который пригласил трех художников и предложил им создать визуальную интерпретацию картин Чехова. Олег Васильев выбрал «Дом с мезонином», и этот «чеховский дом» у художника имеет свой прототип, который является и метафорой – обобщенным образом старой дачи, где прежде бурлила жизнь, а теперь она заброшена.
Евгений Кропивницкий. Без названия. Картон, масло
Кропивницкий был основателем и идеологом Лианозовской группы, поэтом и композитором. С него началась династия художников, в которую вошли его жена Ольга Потапова, сын Лев, дочь Валентина и ее муж Оскар Рабин. Кропивницкий писал пейзажи в духе лирического экспрессионизма и женские портреты, балансирующие между трогательной чистотой и эротикой.