Воронеж – не кинематографическая столица России, но режиссерский дебют Сергея Бондарчука, первый звуковой полнометражный фильм и первая кинороль народного артиста СССР Бориса Щукина случились именно в нем. В Год кино обозреватель РИА «Воронеж» собрал самые яркие ленты, которые снимали в разные годы в столице Черноземья.

«Война ХХ века»

 
 

Первый игровой фильм сняли в усадьбе известного циркового артиста Анатолия Дурова в 1912 году. Ленту создал сам Дуров совместно с классиком немого кино Александром Аркатовым (Могилевским). В главных ролях заняли более 500 животных: собак, свиней, гусей, кур, индеек. Как пишет краевед Владимир Елецких в книге «Немое кино в Воронеже», картина носила антивоенный характер. «Антимилитаристическую сущность» выразили в виде глупой войны гусей и баранов со свиньями.

– «Скорее, голубчик, одевайтесь, чудесное утро… Разыгрываем генеральное сражение…Мои артисты, кажется, в ударе сегодня». На октябрьском дворе стоял гомон от нетерпеливых артистов, с которыми Дуров уже успел позаниматься перед съемками, – вспоминал Аркатов моменты съемок и слова Дурова в дореволюционном журнале «Сине-Фото».

«Золото, слезы и смех» и «Наполеон наизнанку»

 
 

Кино привлекло внимание Дурова, и уже через два года, в 1914 году, в Воронеже сняли два фильма, где знаменитый циркач выступил в главных ролях. В ленте «Золото, слезы и смех» он исполнил роль клоуна Толли. Картина была о его нелегкой жизненной судьбе артиста. Роль главной героини Бетти исполнила актриса немого кино Наталья Гофман, которая в те годы была широко известна зрителям. Премьера картины прошла в электротеатре «Паллас» (на месте нынешнего кинотеатра «Юность») весной 1915 года.

По воспоминаниям воронежского краеведа Павла Потокина, в фильме запечатлены «живописные окрестности и такие уголки старого Воронежа, как деревянный цирк Попова на бывшей Мясницкой улице, сад Общественного собрания, городской ломбард у Каменного моста, парусные яхты на реке, усадьба Дурова».

Фильм «Наполеон наизнанку» сочли «ура-патриотичным». Сюжет был на актуальную тему Первой мировой войны. Германия, по сценарию Дурова, терпела поражение в войне. Роль Вильгельма II исполняла обезьяна. Как отмечает в книге Владимир Елецких, «особенно хорошо в фильме получилась усадьба Анатолия Леонидовича и вся его дрессированная труппа животных, изображавшая радостных победителей и понурых побежденных».

«Летчики»

 
 

Первый полнометражный звуковой фильм снял в Воронеже в 1934 году известный режиссер Юлий Райзман. Другое название картины – «Окрыленные люди». Съемки происходили в Воронеже и районах области. Основные съемки вели на территории бывшего аэропорта (ныне улица Хользунова), где сейчас стоит жилой комплекс.

По сюжету летчик-лихач Сергей Беляев (актер Иван Коваль-Самборский) и подражающая ему влюбленная ученица летной школы Галя Быстрова (актриса Евгения Мельникова) под руководством начальника авиашколы Рогачева становятся опытными пилотами. Роль Рогачева – первая кинороль народного артиста СССР, известного театрального актера Бориса Щукина, чьим именем назван один из ведущих театральных вузов Москвы.

Один из критиков после выхода фильма писал: «Первая роль в кино явилась для Щукина по-настоящему кинематографической, если иметь ввиду гибкую смену планов и масштабов действия. Здесь важна была не одна техника съемки. Щукин получил возможность выверить свой актерский характер, исходя из современности».

«Судьба человека»

 
 

«Судьба человека» – режиссерский дебют Сергея Бондарчука. Это один из первых советских фильмов о Великой Отечественной войне, где пленник и узник концлагеря фигурирует как положительный герой. Кроме самого Бондарчука, роли в фильме исполнили Зинаида Кириенко, Лев Борисов, Павел Винник, Георгий Милляр, Евгений Моргунов, а также уроженцы Воронежского края Юрий Аверин и Павел Волков. Фильм получил множество призов, был признан лучшим по итогам 1959 года.

В 1957 году Сергей Бондарчук со съемочный группой приехал в Воронежскую область, на родину Андрея Соколова – главного героя повести Михаила Шолохова «Судьба человека». В окончательном варианте картины можно увидеть местный вокзал, реку Дон, семилукские карьеры, Ротонду, Богоявленскую церковь в селе Терновое.

Съемки в Воронеже продолжались все лето 1957 года. Съемочная база располагалась в санатории имени Горького. Актер Кольцовского театра, заслуженный артист РСФСР Александр Новиков (1932-2005) в интервью газете «Воронежский курьер» от 11 октября 2001 года вспоминал об этих съемках:

– Однажды в доме отдыха имени Горького у меня был сольный концерт. На нем присутствовали Сергей Федорович, а также Ирина Скобцева, Зинаида Кириенко, главный оператор Володя Монахов. После выступления ко мне подошел Бондарчук и спросил: «Как у тебя со временем?» «Ничего, – ответил я. – Сейчас отпуск, и я свободен». После чего он предложил мне эпизод в своей картине. В назначенное время я пришел на съемочную площадку, меня подстригли, покрасили волосы в рыжий цвет и дали роль богомольного солдатика. Работать с Бондарчуком было легко и приятно. Он никогда не кричал на артистов. Если хотел кому-то сделать замечание, то отводил человека в очередь и наедине объяснял пробелы.

«Золотой эшелон»

 
 

Кинофильм 1959 года стал дипломной работой сценариста, кинорежиссера, актера и писателя Василия Шукшина. Съемки проходили на старых воронежских улочках в районе Покровской церкви. Чтобы показать эпоху Гражданской войны, на местные дома наклеили революционные афиши. Главный режиссер фильма Илья Гурин, несмотря на мороз и в метель, начинал съемки с раннего утра, а заканчивал около 22:00.

Действие фильма происходит в 1919 году. В Сибири идет Гражданская война. Пользуясь полной неразберихой, адмирал Колчак хочет вывезти за границу часть золотого запаса страны. В последний момент об этом узнают большевики. Они решают перехватить эшелон, но не успевают как следует подготовить операцию. Спасти ситуацию может девушка Надя, в которую страстно влюблен начальник поезда. Несколько километров железнодорожных путей до границы становятся полем битвы между белыми и красными. В прокате жанр картины был определен как «героико-приключенческий».

В картине кроме Василия Шукшина были заняты Елена Добронравова, Михаил Козаков, Владимир Трошин, Алексей Ванин, Михаил Зимин, Ольга Жизнева и другие. Известные в то время воронежские артисты Сергей Папов и Петр Вишняков исполнили в фильме роли генералов Жанена и Желткова.

«Особо важное задание»

 
 

«Особо важное задание» – первый фильм, которому была устроена Всесоюзная премьера. Он стал одним из лидеров проката – его посмотрели 43,3 млн зрителей.

Прообразом для сюжета фильма стал авиационный завод №18, эвакуированный в 1941 году из Воронежа в Куйбышев и там в кратчайшие сроки развернувший серийный выпуск штурмовиков Ил-2.

Часть съемок проходила в Воронеже в 1980 году. Бегство людей через понтонный мост снимали в районе Семилук. Первые взлеты Ил-2 в одноместном и двухместном варианте сняли на аэродроме воронежского авиазавода. Сцены погрузки оборудования на поезда – рядом с «почтовым» цехом завода, сцена с Людмилой Гурченко – на ВОГРЭСовском мосту на фоне ТЭЦ. Сборочный цех до эвакуации в фильме – цех по производству длинномерных деталей самолетов в действительности, а сборочный цех в эвакуации – современный сборочный цех авиазавода. Фильм создал популярный актер и режиссер Евгений Матвеев, сам исполнивший в двухсерийной картине роль директора завода Сергея Кириллова. Народный артист СССР Евгений Матвеев (1922-2003) в интервью «Воронежскому курьеру» от 3 февраля 2000 года вспоминал:

– В Воронеже я снимал «Особо важное задание» и отвечаю за каждый кадр этой картины, что это правда. Все материалы, документы были мной изучены до мельчайших подробностей. Это чуть ли не единственная картина в нашем кинематографе, рассказывающая о подвиге народа в тылу во время Великой Отечественной войны. Фильм имел фантастический успех.

В картине режиссер собрал целое созвездие актеров. Роли исполняли Николай Крючков, Валерия Заклунная, Владимир Самойлов, Петр Чернов, Майя Булгакова, Евгений Киндинов, Георгий Юматов и другие. Музыкальным редактором фильма стала уроженка Воронежа Минна Бланк.

«Певучая Россия»

 
 

Пять картин (в том числе об Алексее Кольцове и Андрее Платонове) в Воронеже и области снял в 1986 году наш земляк, режиссер и сценарист Василий Панин. Пожалуй, лучшей его картиной была «Певучая Россия», посвященная собирателю народных песен, основателю русского народного хора Митрофану Пятницкому. Роль музыканта в двухсерийном фильме исполнил известный артист Юрий Соломин.

Для работы над лентой привлекли немало воронежцев. Среди них сценарист Эдуард Пашнев, популярный композитор Вячеслав Овчинников, артисты местных театров и академического русского народного хора.

Среди актеров было немало знаменитостей: Любовь Соколова, Николай Гринько, Григорий Абрикосов, Иван Рыжов, Владимир Конкин, Михаил Кокшенов, Александр Пашутин, Евгений Моргунов, Николай Прокопович и другие.

«Щенок»

 
 

Социальную драму в 1988 году снял ученик легендарного кинорежиссера Марлена Хуциева Александр Гришин. Воронежский знаток кино Сталь Пензин охарактеризовал Гришина как «несбывшуюся надежду нашего нового кино», так как 38-летний режиссер умер 19 января 1989 года. Он всегда считал себя воронежцем, поэтому свою последнюю картину по сценарию Юрия Щекочихина приехал снимать сюда. Съемки проходили на улице Освобождения Труда, прилегающих улочках, в районе Девицкого выезда. Фильм посвятили актуальной тогда теме «трудных» подростков.

По сюжету, 10-классник Николай Ольховников жил в маленьком провинциальном городке Ольховка. Однажды он написал в редакцию центральной газеты письмо, где рассказал о творящихся в Ольховке безобразиях, о представителях власти, коррупции и безнаказанности. Когда письмо опубликовали, Николай стал изгоем. А через некоторое время в ту же газету пришло письмо с сообщением о гибели Николая во время драки с разгулявшимися парнями, решившими проучить юного правдоискателя.

В картине снялись Сергей Роженцев, Владимир Шевельков, Николай Добрынин, Елена Борзунова, Инна Выходцева, Лариса Гузеева, Татьяна Конюхова, Вениамин Смехов, Всеволод Сафонов и другие.

Справка РИА «Воронеж»

Первые сеансы синематографа состоялись в Воронеже летом 1896 года, вслед за Москвой и Петербургом. Первый стационарный кинотеатр в Воронеже открыли 7 августа 1907 года. Как рассказал в книге «Кино в Воронеже» Сталь Пензин, это было «на втором этаже двухэтажного особняка, что стоял примерно на месте нынешней "хрущобы" под номером 51 на проспекте Революции (против современного «Пролетария»)».

Позже киноустановки появились в уездных городах Павловск (1909), Острогожск (1910), Нижнедевицк (1913). Впервые воронежцы отметились в кинематографе в 1908 году. По сценарию воронежца Василия Гончарова сняли семиминутный фильм «Понизовая вольница» о Степане Разине. 

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter