Выпускники кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств представили музыкально-этнографический спектакль «Баба Варя» по мотивам музыкально-фольклорных экспедиций в село Россошь. Старожилы села признали в образах, использованных в спектакле, черты и голоса знакомых людей.

Пустая сцена без декораций и актеров. Лишь в углу стоит удобное современное кресло. В нем и проведет большую часть спектакля заглавная героиня – Баба Варя. Листая альбом со старыми фотографиями, мысленно она переносится в далекие годы своей молодости. И оказывается вместе с подругами, босоногими девушками в простых ситцевых платьицах, на колхозной ферме. Юная Варя – передовая доярка, и подруги сообщают ей новость – председатель сказала, из Воронежа приехал фотограф, будет снимать ее для газеты. Пока Варя скромничает и стесняется, бойкие красавицы не дают городскому гостю соскучиться, развлекают его местными песнями и частушками о трактористах.

Но веселье быстро уступает место серьезным вопросам. Любовный треугольник – всегда простор для художника. И вот разворачивается перед глазами зрителей трогательная и не слишком веселая история жизни двух деревенских женщин.

Любовь и дружба, обман и прощение, одиночество и взаимовыручка – вот главные темы полуторачасового музыкально-этнографического спектакля, в котором удивительно проницательными и правдоподобными получились образы сельских жителей середины прошлого века. В сюжетную линию спектакля вплетены песенные и фольклорные традиции села Россошь. Так, кульминационная сцена проходит на фоне гуляний на Троицу, с песнями и рассказами о том, как это было в старину. Нашлось место и обрядам сватовства и выкупа невесты.

Перевернута еще одна страница старого альбома, и на последней карточке постаревшая героиня одна в своем ветшающем доме. А на сцене на глазах зрителей развертывается история россошанского фольклорного коллектива. Молодые женщины собираются в Москву на телевизионные съемки, да вот беда – подзабыли слова нескольких песен. На выручку приходит Баба Варя с заветной тетрадкой. Да только бабушке не нужны никакие записи, память надежно хранит все слова. И тетрадку она легко отдает молодым односельчанкам – пусть выступают, пусть передают традиции новым поколениям.

На всем протяжении спектакля участницы того самого фольклорного коллектива – теперь уже пожилые женщины – тихонечко подпевали молодым артисткам, а в финале поднялись на сцену. Ведь это их песни, их жизнь, их судьба. И хотя постановщик спектакля, профессор Воронежской академии искусств Галина Сысоева сказала, что герои не писались ни с кого конкретно, а являются собирательными образами, получились они весьма узнаваемыми.

- Так оно и было в те времена. И песни исполнялись хорошо, и зал хорошо слушал – значит, понравилось, значит, похоже, - поделилась первыми впечатлениями старейшая участница местного фольклорного коллектива Евдокия Терехова.

- Так наши девочки и пели, даже голоса похожи, мы как будто в свою молодость перенеслись - хвалили артисток местные пенсионеры.

- Это представление – наш государственный экзамен, а в Россошь мы приезжаем по два раза в год с первого курса, - рассказала выпускница Академии искусств Таисия Щербачева. – Общаемся здесь со старожилами, проводим занятия с детьми из местного фольклорного кружка. Постановку готовили весь последний год. Изучали записи, сделанные в прежние десятилетия. Была задача не просто спеть песни, но и максимально точно скопировать местный говор, особенности произношения. Теперь каждый из нас будет заниматься чем-то своим, но спектакль о Россоши мы еще раз покажем в сентябре в Воронеже. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter