В медицинских вузах России поэтапно отменяют интернатуру. В 2016 году приступят к работе не прошедшие интернатуру выпускники стоматологического и фармацевтического факультетов Воронежского медицинского университета (ВГМУ). В 2017 году к ним присоединятся выпускники лечебного и педиатрического факультетов – они также начнут работать с пациентами сразу со студенческой скамьи.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Реформа предусматривает и замену сертификатов для медиков на врачебные аккредитации. Чиновники от медицины считают, что изменения повысят квалификацию специалистов и позволят наполнить кадрами первичное звено. Работающие врачи указывают на вероятные проблемы – новая система не выстроена, а работать по ней нужно уже сейчас.

Журналисты РИА «Воронеж» выяснили, почему Минздрав меняет систему подготовки врачей, как это отразится на работе медиков и что ждет пациентов.

Что такое интернатура?

Интернатура – первичная годовая подготовка выпускника медвуза в лечебном учреждении под руководством опытных врачей. Интернатура позволяет применить на практике теоретические знания.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Одной интернатуры выпускнику медуниверситета может быть недостаточно, чтобы стать кардиохирургом или стоматологом-ортопедом. В таком случае молодой специалист должен получить углубленное образование в двухгодичной ординатуре – также под контролем опытного персонала в профильном отделении больницы. Врачебные специализации в ординатуре всегда более сложнее тех, в которых практикуются интерны. Порой перед поступлением в ординатуру молодым медикам все равно требуется пройти интернатуру.

Что изменится?

Изменится вся послевузовская система подготовки врачей. Поправки в федеральный закон «Об охране здоровья граждан» упразднили интернатуру – отмена пройдет поэтапно, начиная с 2016 года. Поправки исключают и систему сертификации врачей. До реформы дипломированный врач получал сертификат с правом заниматься самостоятельной практикой после года интернатуры. Чтобы продолжать лечить, раз в пять лет специалист снова проходил сертификацию. С 2016 года Минздрав вместо сертификации внедряет врачебную аккредитацию.

 
Фото — Виталий Грасс

Первый «аккредитационный лист», дающий право на самостоятельную практику, выпускник медвуза получает вместе с дипломом, дополнительно сдав экзамены аккредитационной комиссии. В дальнейшем он должен регулярно зарабатывать кредитно-зачетные баллы, которые каждые пять лет будут обеспечивать ему новый аккредитационный допуск. Не накопится нужное количество баллов – врач лишится права лечить.

Зачем нужна аккредитация врачей?

Стратегически – чтобы поднять авторитет врача, чтобы его медицинское образование стало непрерывным.

 
Фото — Андрей Архипов

– До 1 января 2016 года еще была повсеместная сертификация врачей: молодой врач проходил первичную подготовку по узкой специальности, а потом раз в пять лет – повышение квалификации, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» ректор Воронежского государственного медицинского университета Игорь Есауленко. – Получил после интернатуры сертификат, через пять лет его подтвердил – и работай себе еще пять лет. Но сегодня медицина развивается слишком быстро.

В кредитно-зачетные баллы входит и выступление на профильных конференциях, и публикация научных статей. На аккредитации врач будет представлять комиссии «портфолио» о том, что он делал в последние годы. Такой подход к оценке работы медиков – мировая практика, подчеркнул Есауленко.

– Кардиохирург в берлинской клинике Charité, наш выпускник, рассказывает, что аккредитацию он должен подтверждать определенным количеством сложных операций. А у нас до последнего времени врач мог иметь несколько сертификатов по разным специальностям. Получил, «положил в карман» и забыл. Например, у кардиолога может быть еще сертификат гастроэнтеролога. Но в новой системе такой врач не сможет представить портфолио за пять лет по гастроэнтерологии и не будет аккредитован, – отметил ректор ВГМУ.

По мнению начальника отдела кадров областного департамента здравоохранения Максима Жирнова, система кредитно-зачетных поможет специалистам развиваться.

– Прежде врач мог формально отсидеть на каких-то курсах, получить сертификат – и так до следующего раза, – пояснил Жирнов.

В 2016 году аккредитацию пройдут выпускники стоматологического и фармацевтического факультетов ВГМУ. В 2017-м аккредитуют первый выпуск педиатров и «лечебников». В 2018 году впервые пройдут аккредитацию те, кто закончит двухгодичную клиническую ординатуру. Для уже работающих врачей первая аккредитация состоится в 2021 году.

Выпускники стоматологического факультета в первый год работы не будут самостоятельно лечить и протезировать – они займутся профилактическим осмотром и простыми лечебными процедурами.

Какие проблемы решит аккредитация?

В амбулаторно-поликлиническом звене острый дефицит врачей – участковых терапевтов, врачей общей практики и педиатров, которые с 2017 года будут лечить без интернатуры.

Отмена интернатуры станет механизмом сдерживания выпускников медвузов в их устремлениях на престижные, но уже перегруженные кадрами специальности. Без интернатуры они смогут начать карьеру в амбулаторно-поликлиническом звене с общей врачебной практики.

 
Фото — Андрей Архипов

По словам Максима Жирнова, в регионе открыты вакансии на 79 врачебных участках, в основном в сельской местности. Сейчас эти участки делят между собой другие врачи, работая на полторы-две ставки.

– Конечно, узкие специалисты нам тоже очень нужны. Сейчас департамент судится с выпускниками ВГМУ, которые поступали в вуз по целевому набору, но потом не прибыли в лечебные учреждения для отработки. Например, кто-то из «целевиков»-дерматовенерологов ушел в косметологи. Также региону очень нужны анестезиологи, реаниматологи, неонатологи, психиатры, патологоанатомы, фтизиатры, судебно-медицинские эксперты. Еще один год интернатура и два года ординатура будут поставлять нам таких специалистов по старой системе, в том числе «целевиков». А затем выпускники должны будут сначала отработать на участках, – отметил Жирнов.

Игорь Есауленко признал, что система аккредитации призвана в том числе убрать кадровую диспропорцию – отсеять «лишних» специалистов и наполнить первичное звено.

– Отмена интернатуры ускорит возвращение отечественной медицины к корням русского земства и профилактической системы Николая Семашко, на которую сейчас ориентирован весь мир. А хочешь стать узким специалистом – например, уйти в хирургию, – сначала узнай, где ты будешь востребован, договаривайся, чтоб тебя ждали, и иди в ординатуру. Но сначала, по первичной аккредитации, отработай на участке, – заявил Игорь Есауленко.

Как отмена интернатуры скажется на пациентах?

По мнению Максима Жирнова, изменения принципиально не повлияют на качество лечения.

– Если молодой медик ничему не научился за шесть лет – вы думаете, один год интернатуры что-то исправит? Если вуз выдает диплом и начисляет аккредитационные баллы, значит, молодой врач готов к работе с пациентами. Или мы должны говорить, что сомневаемся в качестве подготовки ВГМУ? Но таких сомнений у департамента здравоохранения нет, – отметил начальник отдела кадров облздрава.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Стоматологи и фармацевты, которых ВГМУ выпустит в 2016 году, с первого курса учились по новым программам, подчеркнул Игорь Есауленко.

– У них было очень много клинической практики – 85% всей учебной программы. Появились новые формы подготовки, в том числе симуляционное обучение. Выпускников лечебного и педиатрического факультетов 2017 года мы также уже учим по этим новым программам – с интенсивной подготовкой в больницах и поликлиниках. Кроме госэкзаменов, им предстоят серьезные экзамены на аккредитационный допуск. И если не сдал их, то с одним дипломом к пациентам никто тебя не пустит – придется пересдавать через год, – объяснил ректор ВГМУ.

Есауленко отметил, что в мировой практике интернатуры нет. Иностранные студенты ВГМУ вместо интернатуры проходят трехгодичную подготовку в ординатуре.

Как к переменам относятся врачи?

Медики, уже работающие по специальности, скептически восприняли замену сертификатов на врачебную аккредитацию.

– Если ходить на лекции и семинары, когда мне выполнять план пролеченных пациентов? – заявил на условиях анонимности врач областной стоматологической поликлиники. – Интересно, кто нас будет отпускать на научные симпозиумы и конференции, чтобы мы могли заработать эти аккредитационные баллы. Главврачей обяжут заложить в бюджет нашу учебу и поездки, или нас заставят платить из своего кармана? А куда поедут от вызовов и пациентов врачи скорой помощи или участковые терапевты в районах? Им бы с лечебным процессом справиться, а не писать научные статьи для портфолио.

По мнению главврача Лискинской районной больницы Елены Барковской, нововведения могут привести к выдавливанию с работы медиков-пенсионеров.

– Пожилые коллеги просто скажут: все, я устал от реформ, я ухожу. И уйдут вовсе не худшие. Именно на них сейчас держатся самые сложные врачебные участки в селах. Многие сельские врачи живут за счет совмещений, и это тоже выход для больницы. А если врач должен зарабатывать баллы по каждой своей специальности, когда он будет лечить? Непонятно, где будут проходить семинары. Вся родина на мероприятия в Москву не уедет. В общем, стройной системы пока нет, а работать по ней мы должны уже сейчас, – отметила Барковская.

Врач «скорой» с многолетним стажем, а сейчас – главврач воронежского филиала медицинского учреждения дополнительного профессионального образования «Нефросовет» Владимир Яцун назвал самым проблемным экономический фактор реформы.

– Кто будет организовывать стажировки и участие в симпозиумах, составлять планы взаимозаменяемости врачей в больницах и поликлиниках? Или рынок насытят чьи-то частные компании, которые займутся организацией образовательных семинаров? Мне непонятно, по каким критериям аккредитационная комиссия будет оценивать ежедневную работу врача, – объяснил Яцун.

По словам Владимира Яцуна, профессионализм врача зависит в первую очередь от его практических навыков, а не участия в симпозиумах и опубликованных статьях.

– Действительно, опыт еще не наработан. Вот набьем шишки, и тогда уже сможем что-то оценивать, – подтвердил Игорь Есауленко.


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter