«Чудодейственные товары – от любых хворей», – зазывают молодые люди на улицах и по телефону на свои презентации. Доверчивых бабушек ловкие лекторы убалтывают на покупку кастрюль по цене машины или «бесплатное лечение», после которого они оказываются со стотысячными кредитами под 30%. Или массажных кресел за сотни тысяч рублей. Полку таких прибыло, к ним добавились торговцы одеялами и подушками. Они убеждают: продукт – лечебно-профилактический. Из шерсти диковинных овец. Цена, разумеется, заоблачная. А как бы вы хотели? Чудо дешевым быть не может. Соглашаются прийти послушать те, у кого времени побольше, а здоровья – наоборот.
Старикам внушают, что купленный товар избавит от всех болячек. А на выходе – из-за волнения болячек может стать больше, и вдобавок пожилой человек может остаться с кредитом, съедающим добрую часть пенсии. Никто не ведет статистику, сокращают ли эти покупки старикам жизнь. Гипертонические кризы и проблемы с сердцем после таких приобретений не редкость. И никто с такими торговцами особо и не борется. «Вас же никто не заставлял!» – привычно разводят руками правоохранители. Вот и плодятся они, как грибы после дождя, меняя лишь названия и адреса.
У 83-летней Юлии Свешниковой, которая обратилась в редакцию РИА «Воронеж», уже месяц давление зашкаливает выше 200. Бабушка с пенсией чуть больше 20 тыс. рублей отдала почти 70 тыс. за две подушки, покрывало и простыню. Она хотела сделать подарок дочери на 8 Марта. А получилось – лишила ее покоя. Как это произошло – в материале РИА «Воронеж».
Раритет
Юлии Григорьевне 83 года. Бабушка почти полвека преподавала немецкий в школе, из них 20 трудилась завучем. Она до сих пор в форме – прямая спина, нарядная блуза, строгая прическа. Среди полок с книгами (одна из них под ее именем – бабушка пишет стихи) и ажурных салфеток, связанных собственными руками, – она сама, как драгоценный раритет. Она доверчива, как и положено интеллигенту. Потому что судит всех по себе. Ее всегда окружали приличные люди – особой нужды осторожничать не было. Того, что с ней случилось сейчас, она стесняется и, если бы не дочь, ни за что бы не стала поднимать «бучу».
– Бог с ними, с деньгами, они никогда не были главной ценностью, – по-девичьи рдеет бабушка, – Олечку – дочь жалко: хотела сделать ей подарок, а получилось – расстроила и теперь она не хочет прощать тех, кто меня обманул, – вешает она голову.
Случайное знакомство
Накануне 8 Марта Юлия Григорьевна была в поисках подарков. На мини-рынке рядом с домом – на улице Красных зорь, к ней подошел парень, представился Андреем.
– Очень милый, обаятельный. Предложил посетить замечательный магазин, где отличная продукция для дома. Дал визитку, посоветовал записаться на презентацию, – вспоминает бабушка.
По ее словам, на презентацию пришли пятеро, всем, как на подбор, – «хорошо за 70». Дама средних лет – лектор – целый час вещала об уникальных свойствах шерсти ирландского мериноса, из которого сделана продукция.
– Шесть лет, говорила она, я сплю на этом белье и с тех пор не знаю таблеток: сон нормализовался, спина не болит. Она была так убедительна, что все, кто сидели в зале, по окончании лекции захотели иметь такие одеяла дома. Впрочем, по факту решились на покупку трое, – вспоминает пенсионерка.
В заначке у бабушки лежало 70 тыс. (возраст такой, ко всему нужно быть готовой). А тут комплект из двух подушек, покрывала и простыни предложили как раз за 67 500. Плюс еще покрывало и средство для чистки отдавали в подарок.
– Думаю, дай осчастливлю дочь – у нее проблемы со спиной. Для такой чудодейственной шерсти, наверное, 70 тыс. – это еще и по-божески – размышляла я. Женщина, решившаяся на покупку вместе со мной, стала оформлять кредит. Меня тоже про него спросили, но я сказала, что у меня наличные, – вспоминает Юлия Григорьевна.
Сотрудники магазина заказали бабушке такси и сопроводили до дома. Дотащили покупки до квартиры, взяли деньги и поздравили с удачным приобретением.
Юлия Григорьевна была в эйфории, предвкушая, как порадует дочь.
Подарок
– 9 марта приезжаю к маме. Она вся светится: «Олечка, у меня для тебя сюрприз!» и показывает все это «богатство», – рассказывает ее дочь Ольга Свешникова. – Я спрашиваю, сколько это стоит? Она только рукой машет: «Неважно! Главное, теперь ты будешь здоровой». Я врач, знаю, что волшебных таблеток не существует, а тут еще одеяла, которые даже на первый взгляд не самого высокого качества. И тут я вижу чек... И просто немею. Три с лишним мамины пенсии! – вспоминает Ольга Свешникова.
Женщина решила вернуть покупку. «Нас не устраивает цвет, размер и качество продукта – у меня аллергия на шерсть, мы эти вещи не распаковывали и хотели бы получить назад свои деньги», – заявила она в магазине. «Пишите заявление», – согласились там. Поставили дату, штамп, заверив, что заявление принято к рассмотрению. «В течение десяти дней ожидайте письменного ответа».
Когда ответа не последовало, женщины вновь попытались вернуть покупку. Дело закончилось вызовом полиции: представители магазина заявили о том, что «хулиганки мешают им работать», а Свешниковы – что им не дают возможности вернуть товар. Словом, история ожидаемо встала на долгоиграющие рельсы.
Продолжение «банкета»
Наутро Ольга позвонила на горячую линию, как она считала, в Роспотребнадзор. Номер нашла в интернете. Диспетчер передала ее «специалисту».
«Подъезжайте сегодня на Кольцовскую, 5, в 18.45, там вам окажут бесплатную юридическую помощь», – предложили ей.
– Меня встретил восточного вида красавец, назвавшийся Бубонья Беньямин Самирович. Дал визитку. Его кабинет – огромная совершенно пустая комната, стол, два стула, компьютер. Я, говорит, старший юрист в Воронеже всероссийской юридической фирмы «Фемида». Главный же юрист базируется в Санкт-Петербурге, сейчас она выйдет с нами на связь по скайпу.
Ольга рассказала свою историю сначала юристу Бубонье Самировичу, потом – Лилии Махмудовне.
– Услышав название магазина, оба юриста всплеснули руками: как же, как же, знаем. У нас, говорят, есть уже положительный судебный опыт на их счет, мы добиваемся возврата денежных средств, моральной компенсации и оплаты юридических услуг. Насчитали моральный ущерб моим обидчикам в 100 тыс. рублей, претензия к предприятию – 900 тыс. рублей. Ну и в конце – оплата юридических услуг: 35 тыс. рублей. Это уже я должна заплатить за их помощь. Я попятилась к двери, сказав, что подумаю, – рассказала женщина о своем посещении консультации.
На следующее утро она позвонила по городскому номеру в Роспотребнадзор. И ей ответили, что услуги по оказанию бесплатной юридической помощи в подобных случаях у ведомства нет.
Мнение юристов
Галина Белик, адвокат, которая выступает защитником по аналогичной истории (с той лишь разницей, что ее доверительница взяла кредит, к тому же ИП). Пока тяжба в самом разгаре и окончательного решения не принято. Участников закрытых презентаций она консультирует почти еженедельно.
Адвокат Галина Белик
– В производстве судебных инстанций Воронежа имеются сотни гражданских дел, похожих друг на друга как близнецы, – истцы покупают постельные принадлежности с целебными свойствами по высокой стоимости в кредит, а затем оказывается, что приобретенный товар имеет другие свойства, о которых в момент заключения договора не сообщалось. На просьбу вернуть товар продавец отвечает отказом под разными предлогами. Это происходит не только в Воронеже, но и по всей стране. Состав мошенничества может быть доказан только в случае, если договоры составлены неграмотно и очевиден обман потребителя или злоупотребление их доверием. Так было в первые годы, когда договоры были слабо проработаны. Но мы, адвокаты, защищая клиентов и представляя свои доводы в суде, волей-неволей открываем им карты, в чем они ошиблись. И теперь договоры стали более грамотные и их сложнее оспорить. Единственное, на что можно ссылаться в данном случае, – это не доведение информации до потребителя в полном объеме и невыдача чека. Если в документах фигурирует натуральная шерсть мериноса, то можно сделать экспертизу, поскольку натуральный там только ворс. Она недорогая, и если будет в пользу покупателя, то деньги компенсируют. Необходимо написать досудебное требование, направив на юридический адрес продавца и по месту приобретения, а затем можно обращаться в суд.
Председатель региональной организации Центра защиты прав потребителей Светлана Андреева
– К нам постоянно обращаются люди, пострадавшие от разных компаний. Продукция у них – по заоблачным ценам и нередко контрафактная. Во всяком случае у тех, кто к нам обращался. В этой истории не все так безнадежно. Вот если бы эти одеяла люди купили у «коробейников», которые постучали к ним в дверь, – пиши пропало. А так – фирма, продававшая одеяла, не прячется и существует легально. Постельные принадлежности, посуду, косметику, лекарства вернуть по закону очень сложно. Многие думают, что раз они что-то там подписали, то уже ничего нельзя отыграть. На это-то и расчет! Возврату не подлежат только товары надлежащего качества! Статья 12 о защите прав потребителей гласит: если вам не предоставили в момент продажи полную и достоверную информацию о товаре, продали ее без соответствующей упаковки, на которой должно быть написано: кто изготовитель, полный его адрес и все выходные данные, вплоть до номера телефона, то такой товар является контрафактным! Претензии можно предъявить продавцу в течение двух лет, даже если гарантийный срок меньше.
Адвокат Сергей Федотов
– Все эти организации – многоголовая гидра, которая «работает» с людьми исключительно предпенсионного и пенсионного возраста. С теми, у кого критический взгляд на вещи, мягко говоря, ослаблен. Мое мнение, что здесь налицо очевидное мошенничество. Мне непонятно, почему правоохранители этого не замечают, а суды игнорируют потерпевших за «отсутствием угрозы охраняемым общественным отношениям». Я считаю, что это позорная практика, когда просто не хотят защищать людей!
Четыре пакета с одеялами и подушками так и лежат у Юлии Григорьевны мертвым грузом. Она все еще надеется от них избавиться. Хотя окружающие ей внушают, что это почти стопроцентно «дохлый номер». 70 тыс., выброшенные на ветер, для бабушки с ее хоть и повышенной, но все равно ничтожной пенсией – это непозволительная роскошь.
Мы побывали в магазине, где были куплены те самые постельные принадлежности, однако поговорить с руководителем не удалось – ее не оказалось на месте. Представители организации были очень спокойны, дескать, никто вас не обманул, а если с чем-то не согласны – идите в суд. Соседи этого магазина рассказали нам, что он появился на Московском проспекте недавно, примерно два месяца назад.
РИА «Воронеж» отправил запрос с описанной ситуацией на имя начальника ГУ МВД Воронежской области Михаила Бородина с просьбой разобраться. О том, что нам ответят, сообщим в следующих публикациях.