, Воронеж
  • 23722

Страшный сон. Как продавцы одеял наживаются на воронежских бабушках

Юлия Свешникова отдала три свои пенсии за постельные принадлежности
Страшный сон. Как продавцы одеял наживаются на воронежских бабушках Страшный сон. Как продавцы одеял наживаются на воронежских бабушках
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

«Чудодейственные товары – от любых хворей», – зазывают молодые люди на улицах и по телефону на свои презентации. Доверчивых бабушек ловкие лекторы убалтывают на покупку кастрюль по цене машины или «бесплатное лечение», после которого они оказываются со стотысячными кредитами под 30%. Или массажных кресел за сотни тысяч рублей. Полку таких прибыло, к ним добавились торговцы одеялами и подушками. Они убеждают: продукт – лечебно-профилактический. Из шерсти диковинных овец. Цена, разумеется, заоблачная. А как бы вы хотели? Чудо дешевым быть не может. Соглашаются прийти послушать те, у кого времени побольше, а здоровья – наоборот.

Старикам внушают, что купленный товар избавит от всех болячек. А на выходе – из-за волнения болячек может стать больше, и вдобавок пожилой человек может остаться с кредитом, съедающим добрую часть пенсии. Никто не ведет статистику, сокращают ли эти покупки старикам жизнь. Гипертонические кризы и проблемы с сердцем после таких приобретений не редкость. И никто с такими торговцами особо и не борется. «Вас же никто не заставлял!» – привычно разводят руками правоохранители. Вот и плодятся они, как грибы после дождя, меняя лишь названия и адреса.

У 83-летней Юлии Свешниковой, которая обратилась в редакцию РИА «Воронеж», уже месяц давление зашкаливает выше 200. Бабушка с пенсией чуть больше 20 тыс. рублей отдала почти 70 тыс. за две подушки, покрывало и простыню. Она хотела сделать подарок дочери на 8 Марта. А получилось – лишила ее покоя. Как это произошло – в материале РИА «Воронеж».

Раритет

Юлии Григорьевне 83 года. Бабушка почти полвека преподавала немецкий в школе, из них 20 трудилась завучем. Она до сих пор в форме – прямая спина, нарядная блуза, строгая прическа. Среди полок с книгами (одна из них под ее именем – бабушка пишет стихи) и ажурных салфеток, связанных собственными руками, – она сама, как драгоценный раритет. Она доверчива, как и положено интеллигенту. Потому что судит всех по себе. Ее всегда окружали приличные люди – особой нужды осторожничать не было. Того, что с ней случилось сейчас, она стесняется и, если бы не дочь, ни за что бы не стала поднимать «бучу».

– Бог с ними, с деньгами, они никогда не были главной ценностью, – по-девичьи рдеет бабушка, – Олечку – дочь жалко: хотела сделать ей подарок, а получилось – расстроила и теперь она не хочет прощать тех, кто меня обманул, – вешает она голову.

Случайное знакомство

Накануне 8 Марта Юлия Григорьевна была в поисках подарков. На мини-рынке рядом с домом – на улице Красных зорь, к ней подошел парень, представился Андреем.

– Очень милый, обаятельный. Предложил посетить замечательный магазин, где отличная продукция для дома. Дал визитку, посоветовал записаться на презентацию, – вспоминает бабушка.

По ее словам, на презентацию пришли пятеро, всем, как на подбор, – «хорошо за 70». Дама средних лет – лектор – целый час вещала об уникальных свойствах шерсти ирландского мериноса, из которого сделана продукция.

– Шесть лет, говорила она, я сплю на этом белье и с тех пор не знаю таблеток: сон нормализовался, спина не болит. Она была так убедительна, что все, кто сидели в зале, по окончании лекции захотели иметь такие одеяла дома. Впрочем, по факту решились на покупку трое, – вспоминает пенсионерка.

В заначке у бабушки лежало 70 тыс. (возраст такой, ко всему нужно быть готовой). А тут комплект из двух подушек, покрывала и простыни предложили как раз за 67 500. Плюс еще покрывало и средство для чистки отдавали в подарок.

– Думаю, дай осчастливлю дочь – у нее проблемы со спиной. Для такой чудодейственной шерсти, наверное, 70 тыс. – это еще и по-божески – размышляла я. Женщина, решившаяся на покупку вместе со мной, стала оформлять кредит. Меня тоже про него спросили, но я сказала, что у меня наличные, – вспоминает Юлия Григорьевна.

Сотрудники магазина заказали бабушке такси и сопроводили до дома. Дотащили покупки до квартиры, взяли деньги и поздравили с удачным приобретением.

Юлия Григорьевна была в эйфории, предвкушая, как порадует дочь.

Подарок

– 9 марта приезжаю к маме. Она вся светится: «Олечка, у меня для тебя сюрприз!» и показывает все это «богатство», – рассказывает ее дочь Ольга Свешникова. – Я спрашиваю, сколько это стоит? Она только рукой машет: «Неважно! Главное, теперь ты будешь здоровой». Я врач, знаю, что волшебных таблеток не существует, а тут еще одеяла, которые даже на первый взгляд не самого высокого качества. И тут я вижу чек... И просто немею. Три с лишним мамины пенсии! – вспоминает Ольга Свешникова.

Женщина решила вернуть покупку. «Нас не устраивает цвет, размер и качество продукта – у меня аллергия на шерсть, мы эти вещи не распаковывали и хотели бы получить назад свои деньги», – заявила она в магазине. «Пишите заявление», – согласились там. Поставили дату, штамп, заверив, что заявление принято к рассмотрению. «В течение десяти дней ожидайте письменного ответа».

Когда ответа не последовало, женщины вновь попытались вернуть покупку. Дело закончилось вызовом полиции: представители магазина заявили о том, что «хулиганки мешают им работать», а Свешниковы – что им не дают возможности вернуть товар. Словом, история ожидаемо встала на долгоиграющие рельсы.

Продолжение «банкета»

Наутро Ольга позвонила на горячую линию, как она считала, в Роспотребнадзор. Номер нашла в интернете. Диспетчер передала ее «специалисту».

«Подъезжайте сегодня на Кольцовскую, 5, в 18.45, там вам окажут бесплатную юридическую помощь», – предложили ей.

– Меня встретил восточного вида красавец, назвавшийся Бубонья Беньямин Самирович. Дал визитку. Его кабинет – огромная совершенно пустая комната, стол, два стула, компьютер. Я, говорит, старший юрист в Воронеже всероссийской юридической фирмы «Фемида». Главный же юрист базируется в Санкт-Петербурге, сейчас она выйдет с нами на связь по скайпу.

Ольга рассказала свою историю сначала юристу Бубонье Самировичу, потом – Лилии Махмудовне.

– Услышав название магазина, оба юриста всплеснули руками: как же, как же, знаем. У нас, говорят, есть уже положительный судебный опыт на их счет, мы добиваемся возврата денежных средств, моральной компенсации и оплаты юридических услуг. Насчитали моральный ущерб моим обидчикам в 100 тыс. рублей, претензия к предприятию – 900 тыс. рублей. Ну и в конце – оплата юридических услуг: 35 тыс. рублей. Это уже я должна заплатить за их помощь. Я попятилась к двери, сказав, что подумаю, – рассказала женщина о своем посещении консультации.

На следующее утро она позвонила по городскому номеру в Роспотребнадзор. И ей ответили, что услуги по оказанию бесплатной юридической помощи в подобных случаях у ведомства нет.

Мнение юристов

Галина Белик, адвокат, которая выступает защитником по аналогичной истории (с той лишь разницей, что ее доверительница взяла кредит, к тому же ИП). Пока тяжба в самом разгаре и окончательного решения не принято. Участников закрытых презентаций она консультирует почти еженедельно.

Адвокат Галина Белик

– В производстве судебных инстанций Воронежа имеются сотни гражданских дел, похожих друг на друга как близнецы, – истцы покупают постельные принадлежности с целебными свойствами по высокой стоимости в кредит, а затем оказывается, что приобретенный товар имеет другие свойства, о которых в момент заключения договора не сообщалось. На просьбу вернуть товар продавец отвечает отказом под разными предлогами. Это происходит не только в Воронеже, но и по всей стране. Состав мошенничества может быть доказан только в случае, если договоры составлены неграмотно и очевиден обман потребителя или злоупотребление их доверием. Так было в первые годы, когда договоры были слабо проработаны. Но мы, адвокаты, защищая клиентов и представляя свои доводы в суде, волей-неволей открываем им карты, в чем они ошиблись. И теперь договоры стали более грамотные и их сложнее оспорить. Единственное, на что можно ссылаться в данном случае, – это не доведение информации до потребителя в полном объеме и невыдача чека. Если в документах фигурирует натуральная шерсть мериноса, то можно сделать экспертизу, поскольку натуральный там только ворс. Она недорогая, и если будет в пользу покупателя, то деньги компенсируют. Необходимо написать досудебное требование, направив на юридический адрес продавца и по месту приобретения, а затем можно обращаться в суд.

Председатель региональной организации Центра защиты прав потребителей Светлана Андреева

– К нам постоянно обращаются люди, пострадавшие от разных компаний. Продукция у них – по заоблачным ценам и нередко контрафактная. Во всяком случае у тех, кто к нам обращался. В этой истории не все так безнадежно. Вот если бы эти одеяла люди купили у «коробейников», которые постучали к ним в дверь, – пиши пропало. А так – фирма, продававшая одеяла, не прячется и существует легально. Постельные принадлежности, посуду, косметику, лекарства вернуть по закону очень сложно. Многие думают, что раз они что-то там подписали, то уже ничего нельзя отыграть. На это-то и расчет! Возврату не подлежат только товары надлежащего качества! Статья 12 о защите прав потребителей гласит: если вам не предоставили в момент продажи полную и достоверную информацию о товаре, продали ее без соответствующей упаковки, на которой должно быть написано: кто изготовитель, полный его адрес и все выходные данные, вплоть до номера телефона, то такой товар является контрафактным! Претензии можно предъявить продавцу в течение двух лет, даже если гарантийный срок меньше.

Адвокат Сергей Федотов

– Все эти организации – многоголовая гидра, которая «работает» с людьми исключительно предпенсионного и пенсионного возраста. С теми, у кого критический взгляд на вещи, мягко говоря, ослаблен. Мое мнение, что здесь налицо очевидное мошенничество. Мне непонятно, почему правоохранители этого не замечают, а суды игнорируют потерпевших за «отсутствием угрозы охраняемым общественным отношениям». Я считаю, что это позорная практика, когда просто не хотят защищать людей!

Четыре пакета с одеялами и подушками так и лежат у Юлии Григорьевны мертвым грузом. Она все еще надеется от них избавиться. Хотя окружающие ей внушают, что это почти стопроцентно «дохлый номер». 70 тыс., выброшенные на ветер, для бабушки с ее хоть и повышенной, но все равно ничтожной пенсией – это непозволительная роскошь.

Мы побывали в магазине, где были куплены те самые постельные принадлежности, однако поговорить с руководителем не удалось – ее не оказалось на месте. Представители организации были очень спокойны, дескать, никто вас не обманул, а если с чем-то не согласны – идите в суд. Соседи этого магазина рассказали нам, что он появился на Московском проспекте недавно, примерно два месяца назад.

РИА «Воронеж» отправил запрос с описанной ситуацией на имя начальника ГУ МВД Воронежской области Михаила Бородина с просьбой разобраться. О том, что нам ответят, сообщим в следующих публикациях.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: