Вчера, 14 сентября, в Воронежском концертном зале прошел поэтический перфоманс московского «Политеатра»: одиннадцать поэтов (среди них были и воронежцы) читали со сцены свои стихи о современной жизни, политике и о вечных ценностях, а завершила представление поэма Блока «Двенадцать» в исполнении Вениамина Смехова. Этот необычный проект пригласили в Воронеж организаторы фестиваля современного искусства «Чернозем».
Проект «Двенадцать» попал в афишу «Политеатра» неслучайно. Премьера «Двенадцати» с участием Веры Полозковой, Льва Рубинштейна, Дмитрия Воденникова, Линор Горалик, Юлия Гуголева, Елены Фанайловой, Всеволода Емелина и других известных поэтов состоялась в октябре 2012 года в Большой аудитории Политехнического музея, ключевой площадке новой русской поэзии ХХ века. Владимир Маяковский, Александр Блок, Анна Ахматова, Игорь Северянин, Сергей Есенин и многие другие большие поэты читали в этой аудитории свои стихи. В 60-е годы ХХ века Большая аудитория стала символом хрущевской оттепели, времени взлета советской поэзии. На сцене – Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Борис Слуцкий, Роберт Рождественский, Булат Окуджава. «Политеатр», по словам режиссера Эдуарда Боякова, – сегодняшняя попытка соответствовать гению места.
– Политеатр – это прежде всего представление поэзии, текста. «Двенадцать» – наверное, не спектакль, это поэтический перфоманс. Мы потеряли поэзию как некий жанр, о поэте чаще судят по книжкам. Но поэт – это всегда фигура, не обязательно яркая, как Маяковский, а может быть и закрытая, как Бродский. Желание увидеть живого поэта, послушать, как он говорит, относится к своим текстам – это естественное желание любого человека, который любит поэзию.
Кстати, спектакль «Двенадцать» путешествует лишь второй раз. Впервые вне Москвы его показали весной этого года в Перми на поэтическом фестивале «СловоНова». Там к основному составу столичных поэтов, задействованных в постановке, присоединился известный уральский поэт Виталий Кальпиди. На Воронежской земле состав участников пополнился сразу четыремя местными авторами: вместе с москвичами на сцену вышли воронежцы Сергей Попов, Галина Умывакина, Елена Дудукина и Антон Калашников. Число поэтов на сцене осталось прежним – 12. Символичное число, отсылающее к поэме Блока, чтение самой поэмы в конце представления – это та нить, которая связывает постановку с историей.
По словам Эдуарда Боякова, никаких «квот» на местных авторов не было, главной задачей было столкнуть, показать, чем сегодня характерно поэтическое поле – в том числе и поэтическое поле конкретно нашего города. В спектакле представлено три поколения авторов – поочередно на сцену выходят 25-летний Антон Калашников и 67-летняя Галина Умывакина, друг за другом идут стихи о любви, о Путине и об апокалипсисе. Кто-то читает со старомодными завываниями, кто-то – проговаривает стихи безо всякого выражения, как бытовую речь, кто-то утраивает на сцене «спектакль одного актера». Однако все это вместе дает удивительную смесь впечатлений, где «разность» авторов только подчеркивает уникальность каждого. На воронежцев такой микс произвел впечатление - зрители кричали актерам «бис» и аплодировали стоя.
– Мы пришли на спектакль с мамой, и меня поразило, что в некоторых местах на те стихи, которые мне понравились прямо до дрожи, мама просто кривилась, а там, где я слушала с непониманием, мама кивала: «А вот это действительно хорошо!». На самом деле я после этого спектакля впервые прониклась мыслью, что, наверное, нельзя однозначно говорить о поэзии, о творчестве категориями «хороший – плохой», все разные, каждый цепляет за какие-то свои струны.
- Спектакль предполагает актеров, создание образа, а здесь актеров нет – рассказал арт-директор «Политеатра» Эдуард Бояков. – Мы, наоборот, хотим этой постановкой сказать, что мы и в жизни, и в театре слишком уж много кривляемся. А поэты – это люди, которые работают с корневой системой языка, они передают «свойства почвы». Поэт может пустить корни очень глубоко, туда, куда обычные люди не добираются. Это относится и к земле, и к небесным сферам. Поэтому задача этого проекта – представить поэта в его реальном творческом состоянии, его связи со стихами. Постановка динамичная, хорошо принимает новых поэтов. Вообще «Двенадцать» несет в себе миссию знакомства зрителей с современными поэтами. Хотя сегодня много говорят о моде на поэзию, на мой взгляд, она недостаточна. Люди должны читать стихи. Ведь поэт одним четверостишием может выразить больше, чем целая газетная передовица, пересказывающая высказывания какого-то политика. Но поэта еще и читать просто-напросто интереснее.
«Политеатр» – это театр, созданный Эдуардом Бояковым в 2012 году в Москве. Долгое время Эдуард был его художественным руководителем, недавно этот пост он передал драматургу Ивану Вырыпаеву, а сам остался арт-директором театра. Примечательно, что все спектакли театра играются в большой аудитории легендарного Политехнического музея. В той самой, откуда выступления поэтов-шестидесятников в свое время гремели на всю страну. Большая роль в «Политеатре» отводится именно поэтическим спектаклям.
Спектакль «Двенадцать» – это часть масштабного проекта, связывающего поэзию и театр, который реализует Эдуард Бояков и его творческие партнеры. С 2010 году в бояковском театре «Практика» идут поэтические спектакли, выступления и перфомансы, этой же теме был посвящен фестиваль «СловоНова» в Перми, проекты «Стихи о Москве» (который впервые играли на «Стрелке»), перформанс «Черные костюмы» в доме-музее «Дача Бориса Пастернака» в Переделкино, спектакль «Избранные» по стихам Веры Полозковой, поэтический перформанс в крупнейшем книжном магазине Европы – Waterstones в Лондоне, спектакли с участием современных поэтов «Двенадцать», «Девушка и герой», «Happy 60’s» в «Политеатре», поэтическая дискотека «Солнцеклеш» на фестивале «Пикник Афиши» в июле 2013.
«Двенадцать» – это первый из двух проектов, которые «Политеатр» привез в Воронеж на фестиваль «Чернозем-2013». Завтра воронежцев еще ждет спектакль «Вера Полозкова. Избранные», который, как несложно догадаться, представляет собой чтения стихотворений Веры Полозковой. В спектакле задействованы сама Полозкова, а также Алиса Гребенщикова, Михаил Козырев и Павел Артемьев.