24 Мая 2019

пятница, 14:15

$

64.42

71.84

«Спорт фанатиков». В Воронеже впервые провели этап чемпионата России по грузовому кроссу

, Воронеж, текст — Павел Горячев, фото — Андрей Архипов
  • 5538
«Спорт фанатиков». В Воронеже впервые провели этап чемпионата России по грузовому кроссу

Гонки ЗИЛов на снегу увидели более 2 тыс человек.

Этап чемпионата России по грузовому кроссу прошел на автодроме «Воронеж» на улице Острогожской в воскресенье, 27 января. На старт выходили «газели», грузовики ЗИЛ-130 и полноприводные УАЗы. По подсчетам организаторов, соревнования посетили более 2 тыс. зрителей. Кто и как попадает в грузовой кросс и в каком состоянии сегодня этот популярный в СССР вид спорта – в репортаже РИА «Воронеж».

Адаптация к трассе

Автокросс_09.JPG

Гонщики суетились недалеко от трассы задолго до стартов – кто-то копался под капотом, кто-то настраивался на гонку, закрывшись в кабине, а некоторые просто дружелюбно общались с конкурентами. Сергей Сафонов-младший менял радиатор на своем ЗИЛе – повреждение случилось во время первого субботнего заезда. Благодаря дружному сообществу гонщиков это не стало проблемой – за ночь в Воронеже нашли новый радиатор и прямо перед гонкой установили его на грузовик.

Участник_2.JPG

– Я сам на «газелях» гоняюсь, но на эти соревнования с машиной приехать не смог, – рассказал наблюдавший за действиями Сафонова Вячеслав Коротков из Рязани. – Приехал поболеть за рязанцев, пообщаться с друзьями. Нас всех роднит азарт, жажда скорости и адреналина. У большинства из нас нет спонсоров. Мало кто является членом какой-то команды. Чаще всего ты сам за себя. За свой счет собираешь машину, едешь в другой город. Все держится на энтузиазме, по большому счету. Большинство гонщиков начинает с «классики». Это «Жигули» – «шестерка», «семерка», «копейка»... Мало кто с детства мечтает гоняться на грузовиках или «газелях». Я вообще начинал с мотокросса. И в один момент я увидел, что у одной из фирм есть готовая для соревнований машина, а сесть за нее некому. Дайте, говорю, попробовать. И втянулся. Правда, в первых двух гонках я дважды оказывался «на ушах». Сначала скатился с подъема на боку машины, а во второй раз меня подкинуло, и я приземлился на крышу.

Автокросс_40.JPG

Первыми на старт вышли полноприводные УАЗы. Как оказалось, для новой воронежской трассы это были идеальные машины. Сочетающие высокую стартовую скорость с хорошей проходимостью внедорожники быстро разгонялись на прямых и уверенно держали дорогу на поворотах.

Автокросс_30.JPG

Участник_1.JPG

– Трасса новая, но она не совсем подходит для грузовиков. Во-первых, ширина должна быть больше. Это ведь должна быть гонка по пересеченной местности. А тут соревнования на грейдированном поле. У нас в Рязани есть трасса, там перепады высоты составляют около 30 м. Автокросс – это обязательно подъемы, спуски, трамплины, где-то грязь. Заползаешь в гору, а потом летишь с нее и тормозишь, стремясь вписаться в поворот. У вас же легковая кроссовая трасса. Как по мне, когда просто поворачиваешь вправо-влево, это скучно. Может, со временем у вас появится трасса поинтереснее – в Воронеже ведь раньше не проходил грузовой кросс, – рассказал Вячеслав Свечников из Рязани.

Самым возрастным участником соревнования стал знаменитый Игорь Борисенко на «Газели». В свои 82 года он легко бросает автомобиль в управляемый занос, а вот на пьедестал забирается уже с трудом.

Автокросс_50.JPG

Возрождение и новый упадок

Главным событием гоночного уикенда стали соревнования грузовиков. В советские времена гонки ЗИЛов и ГАЗов собирали десятки тысяч болельщиков. Грузовой автокросс считался «спортом в спецовке» – если футболисты и хоккеисты воспринимались публикой как небожители, то водители многотонных автомобилей были простыми парнями, которые выходили на старт своих рабочих автомобилей.

Автокросс_40а.JPG

– Легковой автомобиль в 70-е был роскошью, а не средством передвижения. Образ грузовика был романтизирован. Эти большие машины развозили продукты, помогали восстанавливать страну после войны. Если водитель в гонке мог повредить машину, его предприятие оплачивало восстановление грузовика. У нас в Рязани на кроссовых соревнованиях на старт выходила тысяча машин разных классов, турнир приходилось проводить четыре дня. Помню, как одних ГАЗ-51 стояло 50 машин на старте, – вспомнил Коротков.

В 1980 году грузовой кросс неожиданно оказался под запретом в СССР. Власти решили, что грузовик – рабочий автомобиль, который должен заниматься своим прямым делом. Запрет действовал восемь лет.

Свидетелем подъема, гибели, возрождения и нового упадка грузового кросса стал Сергей Сафонов-старший – 15-кратный чемпион России, двукратный чемпион СССР, участник европейских кольцевых гонок на грузовиках.

Участник_3.JPG

– Начинал гоняться я в 1978 году, участвовал в мотокроссе. В начале 80-х грузовой кросс запретили, парни в цехах завода имени Лихачева стали собирать спортивные уазики. И в 1984 году начал соревноваться на УАЗах. В 1988 году запрет на грузовой кросс сняли, но мы еще заранее предчувствовали этот момент и стали собирать ЗИЛы, – рассказал Сафонов-старший.

Коротко рассказать о специфике вождения гоночного грузовика легендарный гонщик отказался. Подчеркнул, что это целая наука.

– В управлении любых автомобилей теория одинаковая. Но разница в массе машины есть. Другая грань срыва. Чтобы удержать четырехтонный грузовик, нужно обладать особенными навыками и великолепным чувством автомобиля. Если ты ощущаешь вес, ты будешь управлять грузовиком, – объяснил спортсмен.

Гонщики рассказали, что гоночный ЗИЛ-130 отличается от тех, которые возят грузы по улицам городов. На грузовике, который участвует в соревнованиях, другая поршневая, распределительный вал, коленчатый вал, есть и изменения в коробке передач. Благодаря умелым рукам у автомобиля растет мощность, стартовая скорость.

Автокросс_10.JPG

Спортсмены посетовали, что пространство, на котором популярен грузовой кросс, постепенно сужается. Этот вид спорта живет на территории стран бывшего СССР, в Европе по пересеченной местности соревнуются на легковушках, багги и внедорожниках, а грузовики показывают себя только на кольцевых автогонках.

– Эстонцы до сих пор гоняются на наших ГАЗ-51 и ГАЗ-52. Они ставят туда свои коробки передач, и машина просто летит. Эстонцы приезжали в Рязань на соревнования три года назад, приглашали к себе. Говорили, что рады с нами общаться, что политика – грязное дело, которое простых людей касаться не должно. И, действительно, наш знакомый поехал к ним участвовать в гонках, вернулся радостный, сказал, приняли его очень тепло, – поведал Вячеслав Коротков.

Автокросс_41.JPG

Гонщики признали, что упадок грузового кросса заметен и в России.

– Грузовик содержать тяжело, это недешево. Раньше было ДОСААФ, были предприятия, которые поддерживали автоспорт. Они это финансировали – бензин, масло, железо, все это стоит денег. И поэтому в спорте оказывались дети-самородки из небогатых семей. А сейчас в спорте только «кошельки». Самородков там нет. Богатые папы приводят детей в автоспорт, и те мечтают о багги, ралли-кроссе на иномарках. Поиграются и бросят. В грузовом кроссе почти нет молодежи, тут прожженные опытные гонщики. Единственный путь привлечения молодежи – передача любви к грузовому кроссу от отца к сыну. У меня сегодня два сына выйдут на старт. Все делаем за свой счет, без спонсоров. Это влетает в копеечку. Если никто не помогает, то отправиться в другой город на соревнования стоит не меньше 100 тыс. рублей. А профессиональных команд, как в советское время, нет, – констатировал Сафонов-старший.

Сражение тяжеловесов

Перед началом гонки многократный чемпион России верно спрогнозировал ход соревнования:

– Есть внутренняя дорога, средняя и наружная. Я бы их комбинировал, ехал бы снаружи вовнутрь. Вход в поворот должен быть максимально быстрым, как и выход из него. Но как это сделать – я вижу шесть вариантов. Каждый выбирает сам. Фавориты – Вячеслав Свечников и Игорь Атаев. Это гонщики, у которых есть спонсоры. И они очень техничные гонщики. Но и мои сыновья будут бороться за победу. Трасса специфическая, и, если кто-то вырвется вперед на старте, он и победит – кругов мало, и отставшим может не хватить времени догнать лидера.

Автокросс_46.JPG

Кульминация гонки грузовиков случилась уже на первых кругах. Сергей Сафонов-младший протаранил снежный бруствер и выбыл из соревнований, а его брат Станислав правильно прошел коварный поворот и вырвался вперед. В отличие от УАЗов ЗИЛы не мчались вперед, а аккуратно скользили по обледенелой трассе. Гонщики понимали, что каждое неудачное движение может привести к вылету с дороги, и действовали прагматично. Обгонов было мало, и каждый из них зрители встречали овацией. А первым к финишу пришел Станислав Сафонов.

Автокросс_45.JPG

– Радует, что грузовой кросс еще живет, хотя в стране все делается в угоду кольцевым гонкам, которые проводятся на асфальте. Автокросс – это бездорожье, а его, как ни парадоксально это говорить, в России все меньше. Гонки грузовиков – спорт фанатиков. И пока такие люди есть, пока грузовой кросс собирает трибуны, наш вид спорта еще жив, – заявил Сергей Сафонов-старший.

Фото: 1 из 32

Фото — Андрей Архипов

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Больше интересного в вашей ленте
Читайте РИА Воронеж в Дзене

Главное на сайте

Вход
Используйте аккаунты соцсетей
Регистрация
Используйте аккаунты соцсетей
CAPTCHA
Не помню пароль :(
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: