Полицейские демонтировали и изъяли два криптомата в Воронеже – на улице Маршала Жукова, 15, и Фридриха Энгельса, 60, 31 августа. Терминалы «задержали» одновременно во всех городах, где они были установлены, – это также Краснодар, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Томск и Ставрополь. Все автоматы связаны с компанией BBFpro. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснил, насколько популярны были криптоматы у воронежцев, как регулировалась их работа и повлияет ли на горожан их исчезновение.
Когда в Воронеже появились криптоматы?
В городе было всего два терминала для покупки криптовалют. Первый появился 21 июня 2018 года на улице Фридриха Энгельса. По словам представителя компании BBFpro Антона Фриделя, за время существования криптомата в него внесли всего от 3 тыс. до 7 тыс. рублей. Операции по покупке биткоинов проводились не чаще двух раз в день.
Второй криптомат – на улице Маршала Жукова – работал в тестовом режиме. Устройство, по словам Антона Фриделя, было приобретено у стороннего производителя. Работало оно на программном обеспечении, созданном в BBFpro. Точная сумма, которую успели внести в терминал, неизвестна.
До этого подобные терминалы уже появились во многих городах РФ.
Что говорят в полиции об изъятии криптоматов?
В пресс-службе ГУ МВД по Воронежской области пояснили, что сотрудники полиции изъяли криптоматы «в рамках процессуальной проверки». Проверка будет длиться 10 суток.
Что рассказал адвокат компании?
По словам адвоката компании BBFpro, партнера «Центра цифровых прав» Саркиса Дарбиняна, правоохранители «сказали, что изымают на шесть месяцев – минимум полгода будет идти проверка».
Саркис Дарбинян утверждает: в день изъятия криптоматов в компанию не поступало никаких официальных сообщений.
– Сотрудники полиции вместе с представителями прокуратуры ссылались на требования Генпрокуратуры и Центробанка. Якобы проводится массовая проверка и в связи с этим необходимо изъять терминалы, чтобы проверить их на соответствие российскому законодательству, – добавил Дарбинян.
Всего правоохранители изъяли 21 терминал компании в России. Адвокат считает, что процедуры «проходили с массовыми нарушениями под надуманными предлогами». Компания BBFpro готовится обжаловать действия правоохранителей.
Как регулируется работа криптоматов?
Лицензия на установку криптоматов не требуется. Компания, которая ставит терминал, только заключает договор аренды и оговаривает комиссию за пользование им. Фирма, производящая и обслуживающая программное обеспечение для покупки криптоматов, выступает агентом по покупке цифрового товара – криптовалюты.
По словам Саркиса Дарбиняна, юридический статус криптовалют и операций с ними в России пока не определен. Отсутствует нормативно-правовая база.
– До принятия специальных норм об обороте криптовалют следует ориентироваться на общедозволительный метод гражданского права и руководствоваться нормативно-закрепленным принципом свободы договора (ст. 1, 421 ГК РФ), – отметил адвокат. – Прямого или косвенного запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство РФ не содержит. Исходя из представленных законопроектов, введение запрета государственными регуляторами не предлагается.
Криптовалюта не может рассматриваться как средство платежа наравне с официальной валютой – российским рублем, подчеркнул Саркис Дарбинян.
Но, используя криптоактивы, можно заключать различные формы договоров, в том числе договоры купли-продажи криптоактивов, агентские договоры на приобретение криптоактивов, договоры оказания услуг по внесению записи в блокчейн криптоактива.
Как исчезновение криптоматов скажется на Воронеже?
Кандидат экономических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран ВГУ Дмитрий Ломсадзе считает, что изъятие терминалов не повлияет на оборот криптовалют.
– Судя по обороту, криптоматы не пользовались особой популярностью. Надо исходить из того, что воронежцы, скорее всего, не знали об этих автоматах. А если говорить об удобстве, то операции по покупке криптовалют удобнее проводить онлайн – на цифровых площадках. Поэтому и спрос на использование криптоматов был соответствующий. Кроме того, все зависит от социальных и возрастных групп. Активные пользователи производят расчеты в криптовалютах, где это доступно. Но в Воронеже нельзя расплатиться криптовалютами в ресторане или приобрести на них что-то, – отметил Дмитрий Ломсадзе.
По словам эксперта, полностью оценить рынок криптовалют в Воронеже сложно, так как операции по их покупке ни к чему не привязаны. Криптовалюты – это будущее, которое активно набирает обороты, но будущее не инвестиционного порядка, а расчетного.
В России активную работу с криптовалютами пока не ведут. За рубежом же их оборот растет, а для удобства оплаты создали карты с криптовалютным счетом.
В чем риски, связанные с использованием криптовалют?
– Они ничем не обеспечены, не гарантируются ни одним государством, их курс чрезвычайно волатилен. Их обращение высокорискованно как для потребителей, так и для инвесторов, – рассказали корреспонденту РИА «Воронеж» в пресс-службе Центробанка РФ. – Кроме того, операции с криптовалютами несут в себе риски отмывания доходов, полученных преступным путем, поскольку даже если идентифицировать конечного владельца криптовалюты, то проследить и определить всю цепочку ее создания и обращения невозможно.