В проекте «Вызовы судьбы» журналисты РИА «Воронеж» рассказывают о чудесах и трагедиях, верности и предательстве, сложностях и радостях отношений. Герой очередного вдохновляющего выпуска Владимир Ананьев – один из немногих в Воронеже людей с ментальной инвалидностью, которому повезло устроиться на работу. Несмотря на тяжелый диагноз, 20-летний парень трудится в филиале сети ресторанов быстрого питания. Этому посодействовала общественная организация «Искра надежды», которая вместе с департаментом труда и социального развития Воронежской области реализует проект по сопровождаемому трудоустройству людей с инвалидностью. Как живет и работает юноша, увидели журналисты РИА «Воронеж».
«Праздник» толерантности
Маленькая однокомнатная квартира, в которой Вова живет с мамой, находится на солнечной стороне и накаляется. Жарко не только людям, но и британцу Томасу – любимцу Вовы. Узнав от мамы, что кота пришлось кастрировать, парень сочувственно прижимает питомца к себе и говорит: «Бедный Томас!».
Худенькая женщина показывает детские фотографии сына. Вот малыш на руках у 20-летней счастливой мамы Виктории.
Вове было всего 19 дней, когда он заболел вирусным менингитом. Во время недуга малыш перенес органическое поражение головного мозга, и врачи поставили диагноз – «последствия вирусного менингита».
Ананьевым пришлось переехать из Россоши в Воронеж, чтобы лечить ребенка у специалистов и развивать его. С четырех лет мальчика водили в бассейн, где он научился плавать. То, что Вова начал отставать в развитии от остальных детей, врачи «проглядели».
В школу пошел позже ровесников. Родители боялись, что мальчик не потянет классическую систему образования, поэтому выбрали вальдорфскую школу, где он проучился три года.
Дальше была обычная общеобразовательная школа №70, куда ребенок ходил два года. Виктория тепло вспоминает учительницу Людмилу Помогайбо, которая на уроках стала для Вовы второй мамой. С ней он проучился в третьем и четвертом классах. Но в пятом новый классный руководитель и руководство школы настояли на том, чтобы мальчик перешел на домашнее обучение.
– В то время никто не знал об инклюзивном образовании. Доходило до смешного – в школе проходил Праздник толерантности, но Вову на него так никто и не позвал, – горько вспоминает Виктория.
До 9-го класса мальчик обучался на дому. С Вовой занимались школьные учителя, которые приходили к нему.
Борьба за группу
До 12 лет Вова страдал бессонницей. Воронежские врачи не могли распознать причину недуга.
– Все эти годы официальный диагноз сына звучал как «последствия вирусного менингита», то есть до конца нам его не сформулировали. Я несколько раз подавала заявление на получение группы по инвалидности, но мне отказывали, – вспоминает Виктория.
Для постановки правильного диагноза пришлось ехать в Северную столицу, где Вова прошел ночную электроэнцефалограмму во сне – в Воронеже такого исследования тогда не проводили. Невролог из Санкт-Петербурга диагностировал эпилепсию, которая проявляется в нарушении сна. С тех пор Володя каждый день принимает лекарства. Тогда же врачи поставили психиатрический диагноз – «расстройство личности», по которому положена группа инвалидности.
После 9-го класса Вова поступил в Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, где наравне со здоровыми студентами учатся люди с ограниченными возможностями здоровья. Здесь парень проучился два года и получил специальность повара.
– Так как он окончил заведение для детей-инвалидов, работать поваром он не может – только помощником и подсобным рабочим. Чтобы быть поваром, нужно учиться дальше, в обычном училище, – пояснила Виктория Ананьева.
На выпускном курсе на родительское собрание в колледж пришли сотрудники общественной организации «Искра надежды», которые предложили помощь с трудоустройством. Виктория записала сына на собеседование.
– Для тестирования в Воронеж приехали психологи и психиатры из Москвы, пришли общественники из «Искры надежды» и сотрудники ресторана. Людей было много, и мы с Володей очень волновались, – вспоминает женщина.
Тестирование продлилось почти четыре часа.
– Я просто сидела рядом и практически не говорила – они общались с Владимиром. Многие моменты, которые мне хотелось скрыть, они из него вытащили, – призналась Виктория.
На последнем тесте нужно было разложить по цвету бусины либо карточки. Владимир выбрал бусины, которые начал долго и скрупулезно раскладывать по цветам.
– Я была уверена, что тест мы провалили. Но наш куратор успокоила: «Не волнуйтесь – у психологов и психиатров свои методы оценки». И действительно, нам перезвонили и стали помогать в оформлении документов на работу. Причем, по условиям договора с «Искрой надежды», я не должна была участвовать в трудоустройстве. Оформлять документы, в том числе медкнижку, Вове помогали волонтеры «Искры надежды». Они встречали его на остановке и всюду его сопровождали, – рассказала Виктория.
На выпускном выяснилось, что из 15 однокурсников Володи на работу приняли только его. Многие родители просто постеснялись идти с детьми-инвалидами на тестирование, кто-то посчитал, что трудоустройство неправдоподобно.
Ответственный и исполнительный
На кухне ресторана, где Володя работает уже год, жарко и душно. Тут в раскаленном масле шипит картофель фри, там шкварчит мясо для бургеров, а по другую сторону прилавка своего заказа ждут проголодавшиеся воронежцы.
У Вовы пятидневная трудовая неделя. Рабочий день парня длится всего четыре часа, а обеденный перерыв – 15 минут. Прежде чем приступить к смене, Вова подносит ладонь к специальному аппарату, считывающему отпечатки пальцев: так определяется начало рабочей смены. В конце дня он снова подносит ладонь к считывающему устройству.
Пока остальные сотрудники работают за кассой и готовят картошку и бургеры, Володя моет посуду и контейнеры, в которых хранятся салаты и заготовки.
Изначально Вову хотели поставить на станцию заготовок, но это небезопасно – нужно работать с острыми ножами.
Вместо одной раковины здесь целых три ванны. В первой Вова «купает» посуду в мыльном растворе, затем перекладывает во вторую, где ее дезинфицирует, после чего выполаскивает под душем в третьей.
После мытья посуды парень собирает мусор и моет полы.
Коллектив настроен к необычному коллеге дружелюбно. Парня поддерживают и хвалят за ответственное отношение к работе.
– Вова исполнительный и дисциплинированный. Когда он идет на обеденный перерыв, то четко соблюдает отведенное время. Он всегда доделывает свое дело до конца. У него нет привычки прохлаждаться. Сделал одну работу и спрашивает: «А что теперь?». Свои четыре часа Вова отрабатывает «от» и «до», – убеждена сотрудник ресторана Екатерина Пелихова.
Поначалу парень приходил на работу вместе со своим куратором из «Искры надежды», но уже на третий день необходимость в кураторе отпала. Ресторанным наставником Вовы на первых порах была Милена Кутарба.
– Вова все понимал с первого раза. Бывало, что забывал лишь о мелких деталях – например, поставить табличку «Мокрый пол». Вова справляется с мойкой посуды – она идеально чистая. Он сразу освоил систему мойки и систему обработки рук, которая осуществляется по 12 правилам. Например, если что-то поднимаешь с пола, нужно сразу помыть руки, – пояснила Милена.
Другие работающие с Вовой ребята вспоминают, как отпраздновали его день рождения:
– Вова пришел на работу, как в обычный день, а мы встретили его с тортом. Он не ожидал этого и так радовался! Торт мы съели вместе, а на следующий день он пришел со своим тортом.
Маме не разрешают ходить на работу к Володе – таковы условия договора с «Искрой надежды» и работодателем. Виктория Ананьева считает, что ее сын стал ответственнее:
– Мне с самого начала сказали, что программа направлена на то, чтобы приучать Вову к самостоятельности. По договору, который он заключил с предприятием, Владимир сам отвечает за себя. Когда сын подписывал трудовой договор, меня там не было – с ним были волонтеры. Поначалу, когда мне нужно было его отпросить, я передавала через Вову записки руководству и дублировала, проговаривая ему: «Вова, нам нужны отгулы». Но сейчас обходимся без записок – он помнит мои просьбы и сам пишет заявления на отпуск.
Благодаря работе Володя купил смартфон, о котором давно мечтал.
По словам территориального управляющего четырех воронежских ресторанов Burger King Екатерины Галиковой, сеть охотно берет на работу ребят с инвалидностью. Так, в двух филиалах трудятся три плохо слышащие девушки и девушка с аутизмом.
– Вова был одним из первых ребят с ментальными нарушениями, кто трудоустроился в воронежском ресторане. Собеседование для него мы старались проводить в том же формате, что и другим сотрудникам, чтобы ему не было обидно, – рассказала Екатерина.
По словам руководителя Воронежской региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов «Искра надежды» Татьяны Поветкиной, общественникам удалось трудоустроить на постоянную работу в воронежские рестораны быстрого питания пять человек, четыре из них – с ментальной инвалидностью. Кто-то работает уже больше года, кто-то – больше двух лет. Девять ребят с умственной отсталостью работают по срочным трудовым договорам.
– Мы действуем в рамках гранта. Честно говоря, ситуация с трудоустройством инвалидов у нас плачевная: не так давно областной департамент труда и занятости провел конкурс, но ни одна организация так и не откликнулась, – посетовала Татьяна Поветкина.
Часто в официальной работе не заинтересованы сами инвалиды: инвалиды первой группы и параолимпийцы при трудоустройстве теряют социальное пособие. Если люди с ментальной инвалидностью живут в психоневрологических интернатах, то 75% своей зарплаты они вынуждены отдавать учреждению, поэтому смысла в работе они не видят.
– Нам очень нужны программы временной трудовой занятости, чтобы приучить ребят к труду, дать им возможность немного поработать, попробовать свои силы, социализироваться на открытом рынке труда, – подчеркнула Татьяна Поветкина.
Отдых на бабушкином огороде
Вовина бабушка живет на хуторе Должик Подгоренского района, где всего 20 жителей. В июле парень будет собирать на бабушкином огороде чеснок, а в августе – копать картошку. До хутора он добирается сам на автобусе, а на автовокзале его встречает либо бабушка, либо ее соседи.
Есть у Вовы и папа, но с ним Виктория рассталась, когда мальчик был подростком. Сейчас отец Владимира живет в Москве и иногда приезжает в Воронеж навестить сына.
Кормилец в семье – Виктория, которая работает мастером маникюра. Свой рабочий график она выстроила так, чтобы их с сыном выходные и рабочие дни совпадали. Выходные – это понедельник и вторник. Это удобно, потому что в эти дни можно сходить в соцзащиту и поликлинику.
В свободное время мать и сын гуляют и ходят в кино. Дома досматривать фильмы Вова не любит, а в кинотеатрах смотрит до конца.
Когда мамы нет дома, Вова обходится сам – ходит в магазин, может приготовить еду. Например, сварить и пожарить картошку, сделать нарезки – соломкой и кубиками, приготовить салаты.
– Вечером я звоню Вове и спрашиваю: «Что купить?». Сын диктует, что закончилось, и я покупаю продукты. Он любит поесть и с удовольствием помогает мне в готовке. Нам нравятся кулинарные эксперименты – если нахожу какой-нибудь рецепт в соцсети, стараемся это попробовать: то делаем на сковороде пиццу, то запеканки, – поделилась Виктория.
Домашняя обязанность Вовы – уборка в квартире. Раз в неделю парень моет полы, вытирает пыль, наводит порядок, моет сантехнику, следит за пополнением запасов бытовой химии и закупает ее в магазине.
Любимая книга Вовы – энциклопедия «Я познаю мир».
Каждый день парню приходится принимать три вида лекарств. Залог хорошего самочувствия – режим и отсутствие стрессов.
– Чем спокойнее он проводит время в своих привычных занятиях, тем лучше. Сильные впечатления и смена обстановки ни к чему хорошему не приводят. Недавно мы ездили на природу на шашлыки, после этого Вова не мог заснуть всю ночь, – вспоминает Виктория.
На жизнь она не жалуется. Несмотря на то что ей никто не помогает, женщина не тяготится сыном, очень его любит и волнуется за его будущее. Виктория не просит о помощи, но признается, что Володе нужна консультация врачей, которые дадут рекомендации по коррекции опорно-двигательной системы. Парню необходим комплекс занятий по исправлению сутулости и походки. Редакция РИА «Воронеж» будет благодарна неравнодушным врачам, которые смогут помочь. Узнать контакты Ананьевых можно, написав нам по адресу riavrn.ru@yandex.ru.