, Новохопёрский р-н
  • 10160

«Спасибо, папочка, за все». Воронежские дети войны – об ушедших на фронт отцах

Истории двух девочек, которых в раннем детстве разлучили с папами.
«Спасибо, папочка, за все». Воронежские дети войны – об ушедших на фронт отцах «Спасибо, папочка, за все». Воронежские дети войны – об ушедших на фронт отцах
РИА Воронеж Текст — , фото — Светлана Перегудова; из семейного архива Дубининой и Вороновой

Жительницы Новохоперского района Лидия Дубинина и Валентина Воронова были младшими детьми в своих семьях. Отцы обеих ушли на фронт, когда девочки были совсем крошками. Одна из сельчанок дождалась папу домой, а вторая потеряла его на войне, но всю жизнь чувствует, будто он рядом. Пронзительные истории двух детей войны – в материале РИА «Воронеж».

Горький треугольник

Лида родилась через месяц после того, как ее отец, Павел Каштанов, ушел на фронт. До войны семья жила в новохоперском поселке Курячий (находился между селом Пыховка и поселком Централь), потом – в шелкосовхозе. У Павла и Клавдии уже была дочь-подросток, когда на четвертом десятке Клавдия вновь забеременела. Отец малышку увидеть не успел.

Каштановы. Клавдия и Павел – слева (стоят)

– Каштановы – выходцы из Тамбовской области, занимались скорняжным ремеслом. У моего прадеда даже был свой магазин в Борисоглебске. Папины родители подняли на ноги девять детей, – рассказала Лидия Павловна.

Из шелкосовхоза жена вернулась в Курячий ждать мужа с войны. Целый год с фронта регулярно приходили заветные письма-треугольнички. Клавдия сообщила супругу о рождении дочери, он пообещал вернуться.

Заседание правления колхоза. Каштанов – второй справа (сидит)

Зимой 1942-го почтальон тоже принес в их дом треугольник. Хоть почерк на конверте был не мужнин, жена развернула его без особого беспокойства. Все знали: плохие новости приходят в прямоугольных конвертах. Но, как оказалось, горькими бывают и треугольники.

– Письмо прислал уроженец Пыховки Иван Евтухов. Они с папой вместе воевали. Он написал, что мой отец геройски погиб на его глазах. Что-то там про осколок… А уж извещение пришло на следующий день, – вытирая слезы, сообщила дочь фронтовика.

Этот треугольник в семье хранится до сих пор. В нем есть такие строки: «Клава Филипповна, убедительно прошу вас, не говорите моей жене о письме, потому что она не знает, что мы так близко к фронту». Находясь на волосок от смерти, муж заботился о спокойствии своей любимой.

– Иван Евтухов тоже погиб. Мы знаем, что до войны он жил в Новохоперске по адресу: улица Кирова, 5. Мне бы хотелось найти его родственников и передать им это письмо, – призналась Лидия Дубинина.

Долгие годы Лидия Павловна живет в поселке Новохоперском, работала в торговле. Тоже рано похоронила мужа. Ушли из жизни мать, старшая сестра, работавшая на знаменитой фабрике павловопосадских платков. Несколько лет назад, когда осталась совсем одна, накануне 9 Мая Лидия решила съездить на могилу к отцу.

– В извещении было сказано, что папа погиб в Орловской области, в Мценском районе. Похоронен на 500 м севернее деревни Жилино, на восточной опушке леса. Племянник по интернету узнал, что на этом месте располагается мемориал. Он же меня туда и повез. Въехали на машине в Орловскую область. Через каждый километр-два – обелиски, а на них фамилии, фамилии, фамилии… Сколько же их там лежит – отцов и тех, кто еще не успел ими стать...

Дочь фронтовика рассказала, что, когда они подъехали к нужному обелиску, она от волнения не могла выйти из машины.

– Сердце застучало, забилось, словно подсказывало: здесь он, мой родной, – не сдерживая слез, вспомнила она.

На Орловщине Лидию Дубинину с племянником встретили по-доброму.

Вокруг обелиска был идеальный порядок, много цветов. Смотритель мемориала сообщил, что совсем недавно сюда перезахоронили еще 25 найденных бойцов. Рассказал о том, что родственники погибших едут из всех уголков страны до сих пор.

Найдя на мемориальных досках свою фамилию, Лидия Павловна поклонилась памятнику – солдату, олицетворяющему всех, кто там лежит, – и насыпала у его ног земельки с могилы матери, которая до последнего надеялась на чудо и ждала мужа с войны.

Так дочь соединила на фото молодого отца и старенькую мать

– Почти за 80 лет папа мне только один раз приснился. Было это после смерти мамы. Сказал во сне: «Я твой отец». Я ответила: «Знаю». «Откуда?» «На фотографии видела». Я знакома с ним только по фото и маминым рассказам, а не могу сказать, что выросла без отца. Всегда он как будто рядом. Ведь он не бросил меня, а погиб за меня. И когда стояла там, где закончилась его жизнь, а кругом цвели сады и пели соловьи, я сказала ему: «Спасибо тебе, папочка. Спасибо за все…».

«Ты мой папка?»

Третья дочь в семье Федора и Марии Пономаревых из села Подосиновка тоже стала поздней – появилась, когда родителям было уже по 40 с лишним лет.

Валюшке исполнилось два года, когда отец ушел воевать. На фронте уже была ее старшая сестра. А Валя с матерью и средней сестренкой пережидали войну в родном селе.

Стриженная под мальчика Валя со старшей сестрой

– Спасали камыш – им топились – да картошка с коровой, вся наша кормежка, – описала свое военное детство Валентина Воронова.

Когда дождались Победы, ей было шесть лет. Через село шли эшелоны с воинами-победителями, и дети ходили встречать отцов. Причем все дети – и те, в чьи дома пришли похоронки.

– Я тоже каждый день с двумя подружками-близняшками бежала на станцию Бороздиновка. Туда многие выходили – женщины выносили бойцам горячей вареной картошки, бабушки семечками торговали. А мы, детвора, завидев каждого сошедшего с эшелона бойца, бежали к нему и кричали: «Ты не мой папка?» Отцов-то мы не помнили. Но, видно, и они оставленных в пеленках детей узнать не могли. Поэтому спрашивали: «А как ваша фамилия?» Мы отвечали. «Нет, – качал головой солдат. – Папка твой еще едет», – вспомнила Валентина Воронова.

А однажды рано утром Валя проснулась, выглянула в окошко, а во дворе было полно народу. В доме стоял военный: «Валюшка, ты? А я твой батька».

– Отец привез мне игрушку – мышку на резинке. Я с подружками сразу в нее играть стала. Тут и мама с фермы прибежала, – с улыбкой рассказала Валентина Федоровна. – Отец самый сладкий кусочек всегда детям отдавал. Уж мы сами давно постарели, моей средней сестре 95 лет, а все папу вспоминаем и благодарим судьбу, что дождались его тогда.

Автор благодарит Игоря Никульникова (Москва) и Анатолия Ведяева (Подосиновка) за помощь в подготовке материала.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: