Выставка «Воронеж и воронежцы в произведениях живописи и графики» из собрания музея имени Крамского открылась в субботу, 6 августа. Экспозиция включает работы воронежских художников Мстислава Добужинского, Василия Криворучко, Валерия Тарасенко, Константина Матцева, Надежды Юргенсен и других. Экспозиция проработает до 28 августа 2016 года.
О самых примечательных работах выставки корреспонденту РИА «Воронеж» рассказала заведующая экспозиционным отделом музея Ольга Рябчикова.
К. Е. Мятцев
Парк осенью. Этюд. Рамонь. Этюд. 1910-е, бумага, масло
Дворец принца Ольденбургского в им. Ольгино, 1918, бумага, карандаш
На выставке можно увидеть уголки Воронежа, которых уже не существует. Например, работа этнографа, исследователя, художника Николая Валукинского изображает богодельню, дом на Чижовке.
При этом экспозиция включает картины, где изображены сохранившиеся места ХIХ века. Например, на одной из картин Константина Матцева видна лестница замка Ольденбургских в Рамони. Эта лестница сохранилась в том же виде, что и на картине.
Н. П. Юргенсон,
Въезд Буденного в Воронеж, 1930-е, холст, масло
Жанровые работы интересны и достаточно нехарактерны для периода 1930-х годов, как работа художницы Надежды Юргенсон «Въезд Буденного в Воронеж». На ней можно увидеть спуск по улице Степана Разина. Въезд Буденного в Воронеж – событие 1919 года, запечатленное по воспоминаниям, а не написанное с натуры.
И. А. Бондарев,
Петровский сквер, 2007, холст, масло
Выставка выстроена с некой хронологией: самые ранние работы датированы 1918 годом, часть работ охватывают годы войны, а самая поздняя картина создана в 2007 году. На ней изображен Петровский сквер. Он написан, когда там еще не было торгового центра «Петровский пассаж». Хоть работа недавняя, это уже историческая, документальная вещь.
Е. Б. Хорошилов,
Портрет художника В. В. Белопольского, 1967, холст, масло
На выставке широко представлен портретный ряд. В основном, это деятели культуры, которые внесли вклад в развитие Воронежа. Это портреты художника Белопольского, балерины Леонкиной, актрисы Риммы Мануковской и других.
В. П. Криворучко,
Воронежская атомная (триптих), 1963, линогравюра
Достаточно редкая работа – графика Василия Криворучко, триптих, посвященный строительству атомной станции. Центральная часть – панорамная, с изображением станции, а левая и правая части – фрагменты, где зафиксированы моменты строительства. Для художника это нехарактерная техника, он мало работал с литографией.
В. П. Криворучко,
Воронеж – стройкам коммунизма, 1952, холст, масло
Классический жанр соцреализма представлен в работе Криворучко «Воронеж – стройкам коммунизма». Она характерна для того времени и построена по всем академическим правилам: свет падает в центр, создается ощущение театральных кулис.
В. В. Тарасенко,
Воронеж, 1976, холст, масло
Помимо довольно широкого временного разброса, мы можем видеть еще разностилевую направленность выставки. Есть и ранние работы, выполненные в традициях русской классической школы, соцереализм, послереволюционное академическое направление и поздние работы, как у художника Валерия Тарасенко. В 1970-е годы наш земляк приобрел черты нового неформального реализма.
З. Е. Попов,
Чернозем, 1972, холст, масло.
Мы можем наблюдать работы с какими-то своими задачами, видением и собственным выражением. В работах художника Зиновия Попова заметно влияние владимирских художников. Там есть своя технология, сочетание ярких цветовых пятен, декоративный подход в живописи.