Прокат документально-художественного фильма «Сокровенный человек» об Андрее Платонове будет идти в кинотеатре «Спартак» с 5 по 18 ноября. Пресс-показ и встреча с режиссером Ромой Либеровым прошли в Воронеже в субботу, 31 октября.

«Сокровенный человек» – 75-минутный фильм из отдельных фрагментов. В нем присутствуют натурные съемки и мультипликация, театр теней и игра актеров, цитаты из произведений Платонова и его дневников. В ленте нет цельного рассказа о жизни писателя, но с помощью всех этих художественных средств создается образ его личной истории на фоне истории страны.

– Есть некоторый контекст эпохи, в которой жил Андрей Платонов, и его необходимо понимать. Значительная часть жизни Платонова пришлась на Ямскую слободу, которая в то время не была частью Воронежа. Он родился в 1899 году в бедной, полунищей пролетарской семье. Когда я произношу эти слова, я не знаю, понимаем ли мы, что они значат. Нам с вами тяжело понять слово «нищие». А это, например, когда на семеро детей (именно столько было в семье Климентовых) приходилась всего одна пара обуви, которая передавалась по очереди. Рассказ Платонова «Семен» – биографическая вещь, как раз об этом. Поэтому естественно, что все революционные идеи – пламенные, горячие, жестокие – юноша Андрей Платонов легко подхватил. Работая здесь, на Большой Дворянской, в газете «Воронежская коммуна», он писал вещи, прямо скажем, чудовищные, их сложно принять. Например, молодой Платонов полностью отрицал роль женщины и связывал ее целиком с буржуазией. Пока не встретил здесь же, в Воронеже, петербурженку Марию Кашинцеву, которая перекроила его мир и стала его единственной любимой женой, – рассказал Рома Либеров.

Кадр из фильма

Отношения Платонова с женой в фильме показаны средствами мультипликации и теневого театра. Анимационные фигурки «разговаривают» цитатами из писем и дневников, а также отдельных платоновских текстов. Вообще весь фильм за редким исключением состоит из них, что лишний раз подчеркивает автобиографичность платоновских произведений, то, как близко к сердцу он воспринимал происходившее в стране.

– Он бросился литературным рабочим на идеологическую борьбу, пока не встретился с событиями в Поволжье в 1920-х годах. Для нас слово «голод» тоже малопонятно, и я надеюсь, никто из нас никогда с ним не столкнется. Тогда Платонов понял, что никакая литературная работа не обеспечит человечество счастьем, теплом и едой, поэтому он бросил все и стал инженером-мелиоратором. Он работал здесь, в Воронежской области, и масштаб его деятельности потрясает: 800 плотин, электростанции, осушение болот. А еще – полтора года бумажной работы, чтобы получить один трактор. В это время он столкнулся с бюрократизацией аппарата. Эта линия отдельно взятого рабочего из Воронежской области, строящего призрачный коммунизм, и генеральная линия партии с ее абсолютизацией власти, расходятся драматическим образом. Когда все-таки Платонов публикует «Епифанские шлюзы», они подвергаются чудовищной критике. Главный критик страны – Джугашвили – раскритиковал повесть Платонова «Впрок», даже написал лично статью в журнал «Красная Новь», после чего Платонова начали мочить. Это продолжалось два с половиной года. А когда издали закон, по которому к уголовной ответственности могли привлекаться дети старше 12 лет, 15-летний сын Платонова Платон Андреевич был арестован по сфабрикованному обвинению. Просто представьте, что родители полтора года не знают, где их 15-летний ребенок. Когда, наконец, информация появилась, Платон Андреевич уже был в Норильском лагере, уже был болен туберкулезом. Потом началась мировая война, для Платонова – редкий счастливый момент, потому что его печатали, он занимался литературной работой. Но 4 января 1943 года погибает сын, Платонов мечтал умереть с ним в один день, но остался жить. Он работал как военный корреспондент. Когда закончилась война, с 1946 года началась новая волна травли. И заразившийся от сына, больной туберкулезом Платонов умирает 5 января 1951 года. Для меня это очень дорогой человек, – признался Рома Либеров.

Кадр из фильма

Одним из главных образов в фильме стала египетская стилистика: «подношения» людей труда верховным правителям, бюрократические проволочки, культ труда и власти изобразили с помощью имитации древнеегипетских рисунков.

– Египет был государством целиком тоталитарным, с абсолютной властью одного человека. Я долго изучал в разных музеях мира египетские росписи, и все они встречаются здесь. Параллель совершенно очевидная, как с любым автократическим государством. Начинается все довольно невинно – с подношения стопок бумаги и печатей, а завершается казнями египетскими, – объяснил режиссер.

Музыкальным оформлением картины стали песни группы «Гражданская оборона» и неизвестные одноголосые напевы а капелла. Эти вокализы были созданы из отдельных фраз, встречавшихся в записных книжках писателя.

– Иногда это были очень странные тексты, вроде «Выпьешь бутылку-другую кваску и побежишь погулять по леску». Что же касается «Гражданской обороны», мне кажется, она целиком коррелирует с Платоновым. Это был любимый писатель Егора Летова. Тексты его песен очень перекликаются с произведениями Андрея Платоновича. Вдова Летова обрадовалась, что Егор будет связан с Платоновым, он очень хотел этого при жизни, и Наталья с радостью отозвалась на наше предложение поучаствовать в проекте, – сказал Рома Либеров.

Работа над фильмом длилась пять лет. В течение этого времени съемочная группа несколько раз приезжала в Воронеж, чтобы снять местную природу – те самые места, где жил и работал Платонов.

– Нам было чрезвычайно важно показать фильм в Воронеже, и, представляя его здесь, я испытываю особенный трепет. Воронеж – краеугольный камень в истории Платонова. Многажды мы приезжали сюда с разными тайными миссиями. Все возникающие пейзажи вы, наверное, легко узнали – это все топономика Воронежской области. Когда нам хотелось добиться эффекта пригвождения к месту, мы снимали натуру именно здесь – в Острогожском районе, Рогачевке, в районе рек Тихая Сосна и Потудань, – рассказал режиссер.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter