Воронежцы активно обсуждают решение о сносе Воронежского театра оперы и балета, якобы принятое Общественным советом при департаменте культуры области. Корреспондент РИА «Воронеж» решил выяснить, действительно ли здание должны ликвидировать. Как выяснилось, частичный снос – один из многих вариантов, высказанных в ходе дискуссии экспертов. Все они выступили за то, чтобы оставить внешний облик фасада здания в существующем виде. Как разные эксперты видят судьбу Оперного – в материале РИА «Воронеж».
«Решений не принималось»
Главной целью заседания, прошедшего 5 февраля, было «еще раз обратить внимание на необходимость приведения в надлежащий вид здания театра оперы и балета как самого важного объекта культуры региона, единственного театра оперы и балета в ЦФО», сообщила руководитель регдепартамента культуры Эмилия Сухачева. Еще одной целью было выслушать точку зрения профессионального сообщества.
По словам Эмилии Сухачевой, театр испытывает катастрофическую нехватку помещений как для размещения артистических, репетиционных комнат, так и для производственных цехов. Неоднократно подчеркивалось, что здание должно соответствовать современным требованиям, функциональные возможности сцены должны позволять принимать ведущие театры России и мира.
– Присутствовавшие коллеги в свободном общении высказывали свое мнение о необходимости проведения ремонтных работ, о важности сохранения классического облика, о сложностях деятельности труппы и необходимости конструктивного общения с артистами театра в период ремонта, – рассказала Эмилия Сухачева. – У всех выступавших было одно консолидированное мнение: театр должен быть на прежнем месте и сохранить свой классический архитектурный облик. Также следует отметить, что данное заседание носило характер обсуждения и решений не принималось. Более того, принятие решений о сносе здания театра не входит в круг полномочий Общественного совета при департаменте культуры.
Какие варианты рассматривались ранее?
Одним из вариантов была реконструкция существующего здания. В июле 2018 года глава региона Александр Гусев предложил построить в Воронеже новый театр оперы и балета на набережной водохранилища.
В августе 2018 года руководитель департамента строительной политики Воронежской области сообщил, что на реконструкцию Театра оперы и балета в Воронеже запланировали потратить до 2 млрд рублей. В декабре 2018 года губернатор Александр Гусев дал поручение подготовить до конца 2019 года проектную документацию.
Что предлагают эксперты?
Вариант 1. Сохранить существующее здание и построить новое
По словам заслуженного архитектора РФ Николая Гуненкова, при решении подобного вопроса важно рассчитать все возможности и внимательно ознакомиться с проектной документацией существующего здания.
– Любая, даже локальная перестройка остановит работу театра. На несколько лет минимум. Да, ремонт сделать необходимо. Но перестраивать театр – это займет около десяти лет. К примеру, новый Дворец пионеров строили десять лет. А оставить город без театра нельзя, – отметил Николай Гуненков.
Архитектор считает, что лучше «делать что-то со зданием внутри, не выходя за его границы», а создавать пристройки к существующей композиции – «рисковое дело».
– Я высказывался о целесообразности строительства нового здания. А в существующем нужно навести лоск. Такие значимые объекты, как театр, должны формировать центр города. Но есть другая проблема. Для строительства здания нужно не менее 2 га, а центр Воронежа занят. По поводу сроков строительства – я думаю, что новый театр можно возвести за четыре года, – добавил архитектор.
Вариант 2. Снос старого здания и строительство нового
Актер, директор Дворца творчества детей и молодежи Сергей Карпов подчеркнул, что реконструкция театра – дело затратное и необходимо возводить новое здание.
– На месте этого театра будет новый. Разве это плохо? Этот театр не соответствует уже никаким мировым стандартам по оснащенности. У него нет парковки, нет цехов. В новом же здании, как я слышал, предполагается строительство трех этажей вниз. Но пока это только предложение – построить новый театр. Если вы начнете реставрировать старый театр, вы столкнетесь с массой проблем. Специалисты, которые тут работают, говорят, что многие цеха и подвалы просто не пригодны. Там нечего реконструировать, – отметил Сергей Карпов.
Актер добавил, что не видел проекта, но новое здание якобы будет похоже на старое.
– А что плохого, если там будут современная проводка, современные средства пожаротушения, современный свет? Сейчас в театре вообще света нет – там нет понятия «свет». Есть три фонаря. В ансамбль на площади включен театр – он там должен стоять, но в старом виде он разрушается, – добавил Сергей Карпов.
Вариант 3. «Глубокая реконструкция» вместо сноса
По словам директора, на обсуждении не шло речи о сносе здания.
Искусствовед Бронислав Табачников отметил, что Театр оперы и балета простоял на своем месте около 60 лет (его открыли 21 февраля 1961 года) и за это время его инженерные коммуникации, его театральные приспособления поизносились и устарели. Поэтому зданию нужна очень глубокая реконструкция.
– Театр нуждается в современном оборудовании и современных параметрах сцены, чтобы мы могли принимать любой коллектив и любой спектакль на своей площадке. Сейчас этого нет. В связи с этим инженеры и архитекторы должны решить, как они данную задачу реализуют – или путем сноса, или путем совершенствования того, что есть. Мы – Общественный совет и творческая интеллигенция – твердо заявили: театр должен быть на этом месте. Он должен быть реконструирован, – пояснил Бронислав Табачников.
Директор Воронежского областного художественного музея имени Крамского Ольга Рябчикова напомнила, что собрание Общественного совета – не конечная инстанция и «пока это только обсуждение».
– Учитывая нынешнее состояние, обветшавшие интерьеры, нехватку места, здание требует реконструкции, – отметила Ольга Рябчикова.
Справка РИА «Воронеж»
В сентябре 1931 года в Воронеже начал работать Театр музыкальной комедии. Его создали на базе коллектива содружества профессиональных артистов под руководством режиссера Лазаря Лазарева. Театр ставил классические оперетты и современные музыкальные комедии. В 1958 году председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников предложил переименовать Театр музыкальной комедии в Музыкальный театр. С 1961 года театр существовал в отдельном здании на площади Ленина. В 1968 году получил название «Воронежский театр оперы и балета».