Сотни воронежцев вышли на собрание возле Северного леса вечером воскресенья, 30 августа. Люди опасаются, что в лесопарковой зоне под благими намерениями – ликвидировать аварийные деревья – спилят здоровые. Площадку, по их мнению, освобождают под застройку. Злосчастный забор, который установил подрядчик, рухнул под натиском толпы. Уговоры представителей власти действовать исключительно законными методами результата не принесли. Подробности конфликта вокруг Северного леса – в материале РИА «Воронеж».
Позиция властей
Жители со всей округи собрались у дома №39 на улице Миронова. Колонку с микрофоном установили прямо на тротуаре. Однако импровизированной сцены не получилось – люди окружили приглашенных чиновников так тесно, что тем, кто подошел позже, увидеть происходящее было сложно. Собравшиеся требовали снести установленный десять дней назад забор, за которым, по их словам, вырубают здоровые деревья.
Первой взяла слово глава департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Наталья Ветер. Она рассказала, что ряд деревьев представляет опасность – сухостой в любой момент может обвалиться. Было принято решение спилить аварийные деревья, выкорчевать пни, а на освободившихся местах уже в октябре 2020 года разместить саженцы. Департамент провел аукцион, был определен подрядчик, который приступил к работам. Компания выиграла тендер, снизив изначальную цену на 46%. Как заверила Наталья Ветер, устанавливать забор подрядчику строго запретили. Компания несколько раз обращалась в департамент с соответствующей просьбой, но каждый раз получал отказ, так как обязательное условия контракта – отсутствие каких-либо ограждений. Как только забор появился, департамент обратился в полицию и прокуратуру. Проводится проверка.
– Правила пользования этой территории регламентированы постановлением правительства области. Здесь нельзя возводить ни капитальные объекты, ни инженерные сооружения. Это является гарантом того, что территория будет сохранена. По федеральному закону данные участки изымать невозможно, любое строительство тут незаконно, – рассказала Наталья Ветер. – В Северном лесу много частных собственников. Все они приобретали участки начиная с 2005 года. В 2014 году лес получил статус особо охраняемой природный территории, уже имея частных собственников. Решение приняли исключительно для сохранения этих зеленых насаждений.
Ранее о том, что зеленые насаждения должны быть сохранены, заявлял и губернатор Александр Гусев. Его позиция однозначна – парк застраивать нельзя. Он попросил правоохранителей внимательно разобраться в случившемся конфликте.
– Нужно слышать воронежцев, которые единогласно выступают за сохранение зеленой зоны. И это мнение я всецело разделяю. На следующей неделе проведу совещание по проблеме, где мы еще раз обсудим пути выхода из нее, – прокомментировал глава региона.
В ситуации разбираются и депутаты облдумы.
– Мы за то, чтобы в ближайшее время ускорился переговорный процесс по поводу обмена этих участков у собственников. Их надо забрать в собственность области. И первое, что необходимо сделать, – включить эту территорию в план благоустройства, чтобы организовать парк отдыха для всех жителей района. Для нас важна защита интересов и прав граждан. За этим вопросом мы следили и до конфликта, но переговорный процесс по поводу обмена этих участков затянулся. Была необходима вырубка погибших от корневой губки деревьев. Ситуация накалилась после установки забора. Надеемся, что стороны придут к компромиссу, и вопрос урегулируют в пользу жителей, – сказал депутат Роман Жогов.
Что говорят жители
Позиция жителей совпадает с мнением губернатора, областных чиновников и депутатов. Они хотят, чтобы земли передали в региональную или муниципальную собственность, тем самым защитив их. Однако на собрании они требовали больше контроля. Ни подрядчику, ни собственникам местные жители не доверяют. На собрании они перекрикивали Наталью Ветер, требуя призвать виновных к ответу.
Горожане рассказали, что вместе с больными деревьями выпиливают здоровые. По словам очевидцев, рубка начинается в 4:00, заканчивается в 9:00, а затем возобновляется, когда темнеет. По вечерам с территории вывозят КамАЗами срубленные стволы. Жители боятся, что площадку специально чистят под строительство домов. Кроме того, они подозревают, что деревьям вредят специально. То есть заинтересованные люди доводят растения до аварийного состояния. Якобы если зеленые насаждения погибнут, то на освободившемся месте можно будет строить капитальные объекты. В департаменте экологии не исключают такой возможности, но это уже дело правоохранительных органов.
– Я десять дней прихожу смотреть, как рубятся деревья. Не только сухостой, но и зеленые. Лежат свежие срубы, ни на одном срезе не видно повреждений, – возмутилась местная жительница Ирина. – Необходимо вести контроль. Человеческий фактор никто не отменял, подрядчики могут спилить дерево и без метки департамента. Работники подрядной организации прямо гвоздями варварски прибили забор к деревьям.
Наталья Ветер заверила, что специалисты департамента каждый день выезжают на место. Они контролируют спил. Стволов, которые не отмечены департаментом (то есть предназначенных для спила), не обнаружили. Наталья Ветер добавила, что собственники участка известны, они видны на публичной кадастровой карте. Правда, в целом в Северном лесу собственники меняются практически каждые два месяца. За сохранностью участков должны следить собственники, однако санитарная уборка проводится за счет бюджета.
– Северный лес уже не в первый раз попадает под удар, – рассказал активист Алексей Шляев. – Когда в 2014 году был риск застройки, я собирал подписи против, поднимал людей. Тогда мы его отстояли. Лес стал особо охраняемой природной территорией (ОПТ), все успокоились. Однако на публичной кадастровой карте об этом ни слова. О создании ОПТ говорится только в документах департамента. В целом за все годы территория леса сократилась с 44 га до примерно 35 га. На Миронова, 50 уже ставили забор, мы обращались в полицию. За выходные собственник спилил деревья. Потом объявился сам, заявил, что купил землю на законных основаниях, деревья спилил тоже. В итоге там построили спортивный комплекс. На Мордасова, 9б было то же самое. Там строили дом, исчез почти 1 га леса. Никто не мог защитить. Когда власти стали создавать «зеленый пояс» в 2017 году, мы за четыре часа собрали 700 подписей. В итоге Северный лес туда включили. Это важно, потому что если территория попала в «пояс», то даже при уничтожении деревьев она подлежит восстановлению. То есть выделят финансирование на посадку новых. Но эту территорию внесли в «зеленый пояс» официально не до конца, процесс надо завершить.
Некоторые жители, настроенные агрессивно, требовали ликвидировать забор сейчас, не дожидаясь проверки правоохранительных органов. Призывы властей и депутатов к порядку успехом не увенчались. Люди решили устроить самосуд – повалили забор. Металлическую конструкцию под крики толпы сорвали со столбов и буквально втоптали в землю. Часть жителей действия соседей не одобрили.
Мнение экологов
Независимые экологи подтверждают, что вырубка деревьев в Северном лесу необходима. По словам председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Воронежской области Виктории Лабзуковой, если срочно не провести санитарную рубку, пострадает больше деревьев.
– Сосны болеют корневой губкой. Это не лечится – деревья засыхают. Болезнь передается от одной сосны к другой, поэтому если зараженные деревья не убрать, то они заразят пока еще здоровые, – пояснила Виктория Лабзукова. – Антропогенная нагрузка на Северный лес большая, идет воздействие от автодорог. То же самое можно сказать обо всех зеленых насаждениях города. Заниматься лесом надо, но главное, чтобы участки не отдавали под застройку. Даже если они находятся в плохом состоянии, необходимо их восстановить.
Кто стрелял
На стихийное собрание пришли и пострадавшие от рук неизвестных воронежцы. Днем ранее несколько мужчин выбежали из леса и открыли стрельбу по гуляющим местным жителям. Дмитрий Сапелкин получил огнестрельное ранение в живот. Его доставили в больницу на «скорой». На следующий день выписали – рана оказалась не серьезной. Выступать на собрании мужчина отказался, но журналистам о случившемся рассказал:
– Я был недалеко от своего дома, увидел соседей, которые гуляли с собакой. Мы подошли к площадке, у которой забор повалили еще утром. Мы переступали через него. Лежащие на земле металлические листы начали шуметь. Видимо, охранники подумали, что мы доламываем забор. Сначала выбежали два человека. Они набросились на моего соседа, начали душить. Люди были одеты в обычную одежду, не в форму ЧОПа. Один человек встал между мной и соседом, чтобы я не мог прийти на помощь. Затем из леса выбежали еще два человека. Они никого к нам не подпускали. Я пытался оттащить их от соседа, прозвучали выстрелы без предупреждения. Одна пуля попала мне в живот, вторая пролетела над моей головой, когда я упал. Нападающие разбежались, только когда приехала полиция.
– Набросились на меня неожиданно. Один схватил меня, душил. Меня держали на земле около 20 минут. Я начал хрипеть, терять сознание, – рассказал сосед Дмитрия по имени Малик (назвать фамилию мужчина не захотел). – Я слышал выстрелы, но даже не знал, что произошло. Только потом мне рассказали, что в соседа попали.
Оба пострадавших обратились в полицию. Дмитрий Сапелкин рассказал, что нападавших уже задержали. По его словам, следствие установило, что стреляли из пистолета ОСА.
– Один из нападавших – человек, который выиграл тендер, – продолжил Дмитрий. – Задержанный заявил, что охранял лес. Наверное, боится, что местные жители топят печи деревьями. Второй нападавший сказал, что просто прогуливался по лесу. То есть он взял пистолет и пошел гулять.
Что дальше
Представители власти договорились с жителями о том, что создадут специальную комиссию, которая проследит за сохранностью леса, а также за всеми юридическими моментами. Это учет деревьев, высадка 8 тыс. саженцев, оформление участков в областную собственность. Наталья Ветер пригласила активистов войти в состав комиссии, чтобы жители могли лично убедиться в том, что меры принимаются. Она отметила, что к работе необходимо привлечь специалистов Воронежского государственного лесотехнического университета имени Морозова.
Кроме того, в ближайшее время пройдет встреча у губернатора Александра Гусева, на которой обсудят проблемы Северного леса. Четырех жителей пригласили принять в ней участие.
– Основная задача – консолидация усилий исполнительной власти и жителей. Изначально было задумано, что все работы поведут только по согласованию с жителями. Однако ресурса не хватило на то, чтобы проинформировать всех. В итоге действия подрядчика привели к волнению. Поэтому с завтрашнего дня комиссия, в состав которой войдут активисты, будет работать в ежедневном режиме, – подвела итог Наталья Ветер.