, Воронеж
  • 23675

Схемы обмана. Как жители Воронежской области становятся жертвами мошенников

Часто личную информацию предоставляют сами владельцы карт.
Схемы обмана. Как жители Воронежской области становятся жертвами мошенников Схемы обмана. Как жители Воронежской области становятся жертвами мошенников
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива, pixabay.com

Воронежцам все чаще звонят «сотрудники банков», которые выманивают у горожан персональные данные и похищают их деньги. Как действуют мошенники и какие меры помогут защититься, корреспонденту РИА «Воронеж» рассказал руководитель Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) Центрального Банка России Артем Калашников.

Как действуют мошенники?

По информации пресс-службы ГУ МВД по Воронежской области, в начале 2019 года в полицию обратились больше 100 человек, которых обманули «сотрудники банков». С каждой карты списывали по 10-15 тыс. рублей. По данным Банка России, преступники используют одни и те же методы, но владельцы банковских карт все равно попадаются на уловки мошенников.

– В последние годы вектор «атак» поменялся. Если раньше он был направлен на финансовые организации, то сейчас – на пользователей услуг. На первый план выходит социальная инженерия (получение информации, основанное на знании психологии людей, путем введения в заблуждение, обмана. – Прим. РИА «Воронеж»). Самая распространенная схема – телефонные звонки от имени сотрудников банка. Мошенники пытаются получить информацию о вашей банковской карте: номер, трехзначный код на обратной стороне, пин-код, код подтверждения операции из SMS. Как показывает практика, очень многие люди готовы им эти данные предоставить, – объяснил Артем Калашников.

Чаще всего человека вводит в заблуждение то, что «сотрудник банка» обращается к нему по имени и отчеству. Иногда мошенник может назвать последние четыре цифры банковской карты или рассказать о последних операциях, которые совершал владелец карты. Обычно преступник сообщает, что произошла попытка несанкционированного списания денег и карту необходимо заблокировать. Злоумышленник убеждает человека, что для этого надо срочно произвести какие-либо действия. Под таким предлогом преступник узнает конфиденциальные данные: пин-код, трехзначный номер на обороте банковской карты (код CVV2/CVC2) или код из SMS, необходимый для подтверждения платежа или перевода. После этого деньги со счета исчезают.

Появляются ли новые схемы мошенничеств?

– Раньше звонки поступали с любых номеров, а теперь часто используют технологию подмены номера с помощью специальных программ. В этом главная опасность, потому что люди видят знакомый номер банка и верят, что им звонят из финансовой организации, – рассказал Артем Калашников. – Информацию для обзвона мошенники могут брать из разных источников: соцсетей, баз данных интернет-магазинов, с фишинговых сайтов (сайты-подделки под настоящие интернет-ресурсы, на которых люди под тем или иным предлогом вводят свои персональные данные. – Прим. РИА «Воронеж»). Бывают утечки и из банков, но это скорее исключение. Дополнительную информацию, необходимую для подтверждения операций, люди предоставляют во время телефонного разговора. Для банка эти операции выглядят так, как будто их совершает владелец карты.

Как защититься от мошенников?

Банк России, региональное ГУ МВД и правительство Воронежской области напоминают о правилах, которые помогут защититься от мошенников.

  • Никогда не сообщайте в телефонном разговоре секретную информацию (пин-код, код CVV2/CVC2). Помните, что сотрудникам банков не нужны эти данные. Работники финансовых организаций никогда не будут интересоваться сроком действия карты или кодом из SMS, необходимым для подтверждения платежа или перевода. Максимум, что они могут спросить, – кодовое слово.
  • Если вам позвонили из банка, вас должны насторожить слова «служба безопасности», «подозрительная транзакция», «угроза блокировки», «срочно», «быстрее», «не вешайте трубку». Если появились подозрения, немедленно прекратите общение. После этого позвоните в банк, который обслуживает вашу карту. Не перезванивайте по номеру, с которого поступил звонок, чтобы опять не попасть на преступников, даже если телефон похож на официальный номер финансовой организации. Вручную наберите номер банка, указанный на обратной стороне карты или в договоре на обслуживание карты, и уточните информацию.
  • Преступники могут действовать по той же схеме, но используя SMS. Часто мошенники с помощью компьютерных программ «подделывают» номера. Например, пользователь видит SMS с номера 900, а на самом деле это цифра «9» и две буквы «О». Проверяйте информацию, позвонив по официальному номеру банка.
  • Если у вас все-таки списали деньги, позвоните в банк, сообщите о махинациях и попросите заблокировать карту. Затем обратитесь в отделение банка, возьмите выписку по счету и оставьте заявление о том, что не согласны с операцией. Сохраняйте экземпляр документа с отметкой банка о приеме заявления. После этого обращайтесь в правоохранительные органы.
  • Будьте осторожны, если вам на карту поступили деньги, а потом позвонил неизвестный и заявил, что перевел средства по ошибке. Это еще одна распространенная мошенническая схема. Проверьте, что деньги действительно «упали» на счет. Не доверяйте SMS, преступники часто присылают сообщения от имени банка. Воспользуйтесь банкоматом или личным кабинетом на сайте. Если деньги правда поступили, тратить их ни в коем случае нельзя: владелец средств может взыскать их по суду. Не снимайте сумму, чтобы передать наличные, и не переводите деньги через мобильный банк. Сообщите об этой ситуации в банк по телефону. Обратитесь в отделение банка и воспользуйтесь услугой «возврат средств», обязательно возьмите подтверждение банковского перевода.
  • Не верьте электронным сообщениям, что вы выиграли приз, но, чтобы получить его, нужно перевести деньги. Не перечисляйте средства незнакомцам. Вероятность выиграть приз, если вы не участвовали в розыгрышах, стремится к нулю.
  • Если вы покупаете авиабилеты через интернет, пользуйтесь только проверенными ресурсами. Заказывайте билеты через сайт авиакомпании или агентства, положительно зарекомендовавшего себя на рынке. Не переводите деньги на электронные кошельки или зарубежные счета. Если возникли проблемы, обращайтесь в представительство авиакомпании.
  • Не открывайте ссылки на скачивание открыток, музыки, картинок и программ из SMS- или MMS-сообщений. Может подключиться платная подписка, а телефон может «подхватить» вирус. Если сообщение пришло от знакомого, убедитесь, что ссылку отправил именно он.
  • Внимательно относитесь к привлекательной цене в интернет-магазинах или соцсетях. Часто заниженный ценник выставляют мошенники. Если у вас просят предоплату, не перечисляйте деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов. Помните, что интернет-магазин не может принимать оплату за покупку в такой форме. Стоит насторожиться, если вас просят оплатить товар с использованием терминалов экспресс-оплаты или перевести деньги на электронный кошелек. Перед тем как платить, узнайте, какие гарантии может предоставить продавец.
  • Не размещайте в открытом доступе в интернете или в аккаунтах в соцсетях личную информацию, которую смогут использовать преступники.

Единый экстренный канал помощи (для любых операторов мобильной связи) – 102/112. Дежурная часть ГУ МВД по Воронежской области – 251 12 16.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: