«Факел» сыграл вничью с «Мордовией» в среду, 24 апреля. Клуб набрал при новом главном тренере пять очков в четырех матчах. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснил, какие нововведения коснулись команды и как они сказались на игре.
Новая схема
Пока главным тренером «Факела» был воспитанник воронежского футбола Игорь Пывин, команда использовала две схемы – классическую 4-4-2 и 4-4-1-1. Специалист подчеркивал, что не считает необходимым отходить от выбранного курса, ведь футболистам потребуется время на усвоение других принципов и тактического рисунка. Менять схему Пывин не хотел даже весной, когда клуб набрал три очка в пяти первых матчах второй половины сезона. Его аргумент был прост: ни один из соперников не имел подавляющего преимущества над воронежской командой. И действительно, только «Химки» переигрывали «Факел» во втором тайме очной встречи, остальные противники ни в чем не превосходили сине-белых. Поражение от «Зенита-2» было случайностью: попади мяч после ударов Лебеденко и Макарчука не в каркас, а в сетку ворот, у воронежцев наверняка было бы на три очка больше. А «Нижний Новгород» в 29-м туре реализовал единственный голевой момент – гораздо более логичным итогом встречи стала бы нулевая ничья.
После поражения в городе – участнике ЧМ-2018 гендиректор «Факела» Виталий Середин, находящийся под шквалом критики, сделал замену на тренерском мостике. Вместо Игоря Пывина команду возглавил Сергей Булатов.
«Факел» перешел на схему без явных крайних полузащитников. С «Армавиром» и «Краснодаром-2» команда использовала расстановку, которую можно называть 4-1-2-1-2 или 4-3-1-2. В игре против «СКА-Хабаровска» сине-белые выстроились по схеме 5-4-1, но принцип остался тем же – полузащитники располагались узко, а крайние защитники создавали ширину атаки.
– Под руководством Сергея Александровича полузащитники стали располагаться более узко, нашу расстановку можно назвать ромбом. Играем по сути без крайних полузащитников, – подтвердил хавбек «Факела» Михаил Афанасьев в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж».
При Игоре Пывине команда шла в прессинг избирательно – против «Сибири» дома воронежцы агрессивно начинали организованное давление, едва передача направлялась слабому при игре с мячом крайнему защитнику, а в матче с «Тамбовом» «Факел» встречал соперника только тогда, когда тот переходил центр поля. Сергей Булатов требует от подопечных прессинга в каждом матче.
– Сейчас в центре поля мы играем ромб. Обязанности крайних защитников не изменились, если смотреть глобально. Но нюансы есть – при начале позиционной атаки крайние защитники занимают более агрессивную позицию, мы открываемся выше, чем раньше. При схеме с тремя центральными защитниками можем играть еще выше. У нового тренера другое видение игры, и мы стараемся правильно выполнять его установку. Сейчас больше атакуем через центр, флангами немного меньше. Именно для проведения атаки через середину поля мы и насыщаем центр полузащитниками. Есть требование как можно больше играть низом через короткий пас. Если поле позволяет, а соперник низко обороняется, стараемся вскрыть его защиту за счет быстрых передач, движения. Иногда получается, иногда нет. При обороне мы стали чаще применять прессинг – располагаемся выше, ближе к защитникам противников. Всегда стараемся не дать оппонентам разыграть мяч, – объяснил правый защитник Сослан Кагермазов.
Новые упражнения на тренировках
Для Игоря Пывина территориальное преимущество не было самоцелью – похоже, он воспринимал футбол ФНЛ как череду эпизодов, в которых футболисты принимают либо правильные, либо неправильные решения. На тренировках он старался смоделировать игровые ситуации, из которых его подопечные должны были научиться выжимать максимум. Булатов же требует от игроков контроля мяча – он хочет, чтобы его подопечные управляли ходом игры. И видит главный внутренний резерв команды в средней линии, которая этот контроль организует.
Это повлияло на тренировочный процесс – появились новые упражнения, в которых футболистам все сложнее сохранять мяч у себя. Новый тренер хочет, чтобы у команды появилось больше наигрыша – футболисты должны в определенных ситуациях применять отрепетированные и заученные комбинации.
– Тренер старается привить нам игру, которая не только принесет результат, но и повысит зрелищность. Больше контроля мяча, передачи на третьего и так далее. Длинный пас – это исключение. Схему можно по-разному называть. Можно говорить, что это ромб, кто-то называет это 4-3-1-2 или 4-3-2-1. Главное, что стараемся иначе располагаться в центре поля. Это и в тренировочный процесс внесло изменения. Нам интересно преподносят теорию, объясняют, как и в какой момент мы должны выстраиваться на поле. При начале атаки полузащитники располагаются узко, при обороне используем уже более классические 4-4-2, так многие сейчас играют. Сложно объяснить, какие упражнения мы делаем для того, чтобы привить новую манеру игры. Это видеть нужно. Да и зачем секреты соперникам выдавать – говорить можно о том, что и так видно. Главное в том, что мы стараемся улучшить культуру паса и на тренировках много чего интересного. Все время новые упражнения, в них есть изюминка. К примеру, внутри «квадрата» на тренировках стоят конусы. Попадаешь в них мячом – заходишь внутрь и играешь в отборе. Это сложнее, чем обычный «квадрат». И так во всех упражнениях – выполнять их становится все более непросто, и ты за счет этого развиваешься, – поведал полузащитник Сергей Русак.
Изменения внутри коллектива
О том, как новый главный тренер пытается сплотить коллектив, игроки не распространяются. Они подчеркивают, что команда и раньше была едина, но признают, что изменения есть. Одно из них видно с трибуны. Если раньше перед началом матча в круг собирался только основной состав, то теперь в этом участвуют все, кто попал в заявку на игру, и еще тренеры.
– Есть нововведения даже на разминке – бывает, ты должен проявить скорость реакции и стать в пару к тому игроку, у которого манишка того же цвета, что и у тебя. Кто последний – делает кувырок или отжимания. Все чтобы работа не была монотонной, чтобы был позитив. Есть и небольшие изменения вне того, что происходит на поле, но это рассказывать некорректно. Все они направлены на то, чтобы команда была единым кулаком и победы желали все – от основы до резервистов, – констатировал Русак.
Что дальше?
«Факел» не выполнит задачу на сезон – в десятку лучших команд лиги сине-белым уже не забраться. В то же время едва ли клуб покинет лигу: ниже 17-го места воронежцы не опустятся, а во втором дивизионе едва ли найдутся четыре команды, готовые к повышению в классе. В таких условиях «Факелу» стоит сосредоточиться на сохранении состава – у всех игроков, кроме Вадима Черного, в мае 2019 года заканчиваются контракты. Если Сергей Булатов останется на сезон-2019/2020, то предсезонная подготовка с нынешним подбором игроков позволит ему поставить яркую атакующую игру «Факелу». Если команду в очередной раз покинет 90% футболистов, то все остальное в клубе для болельщиков будет уже не столь важно. В том числе и то, кто будет его тренировать.