, Воронеж
  • 13768

Шекспир и война во Вьетнаме. В воронежском ТЮЗе показали спектакль «Битвы по средам»

Режиссер Георгий Цнобиладзе создал постановку о детском взрослении
Шекспир и война во Вьетнаме. В воронежском ТЮЗе показали спектакль «Битвы по средам» Шекспир и война во Вьетнаме. В воронежском ТЮЗе показали спектакль «Битвы по средам»
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Парфенов

Воронежский Театр юного зрителя в рамках программы «Воронежский кейс» ХI Платоновского фестиваля искусств представил спектакль «Битвы по средам» в пятницу, 4 июня. Это постановка приглашенного питерского режиссера Георгия Цнобиладзе. Он назвал спектакль «историей молодого человека, который открывает взрослый мир, с миллионом проблем и сложностей».

В основе постановки – одноименная книга американского писателя Гэри Шмидта. Автором инсценировки стала переводчик англоязычной прозы и драматургии Ольга Варшавер.

Эскиз спектакля показали в феврале, в рамках театральной лаборатории известного театрального критика и продюсера Олега Лоевского. Премьера «Битв по средам» прошла 16 апреля.

Спектакль длится два с половиной часа, но смотрится на одном дыхании. События пьесы происходят в США в 1967 году, на фоне войны во Вьетнаме. Зрители видят историю взросления обычного подростка, семиклассника Холлинга Вудвуда (актер – Роман Лютиков).

Холлинг растет в состоятельной семье успешного архитектора и не находит в ней понимания: отец (Александр Новиков) слишком увлечен работой, только и думает, что о крупных выгодных контрактах – например, о том, чтобы получить заказ на проект нового здания школы, где учится сын. Мама-домохозяйка (Марина Осенко) – красивая женщина, одетая в роскошные платья 1960-х годов, – тоже не слышит сына и по-прежнему видит в нем маленького мальчика. Поддержки парень не находит и у старшей сестры – хиппи.

Но самой настоящей проблемой Холлингу кажется то, что его ненавидит новая учительница – застегнутая до верхних пуговиц миссис Бейкер (Екатерина Тоборовец). Она то и дело стучит указкой по столу и «отравляет» Холлингу жизнь. Именно ему она дает для разбора на доске самое сложное предложение – цитату из шекспировской пьесы «Много шума из ничего». Именно ему доверяет то поднять из столовой в класс коробки с пирожными для жен военнослужащих, то почистить клетку с живущими в школе крысами, которые кусают ученика за палец и в итоге разбегаются по классу. А когда выясняется, что Холлинг, в отличие от других учеников, по средам не ходит ни в синагогу, ни в католический костел, миссис Бейкер оставляет его на дополнительные занятия, на которых сначала поручает ученику уборку класса, а потом задает вслух читать Шекспира...

На протяжении всей пьесы зрители видят, как меняются отношения между учительницей и учеником. Кстати, напоминания о Шекспире будут продолжаться на протяжении всего спектакля. Сначала зрителям покажут шутливые инсценировки из «Венецианского купца» и «Бури», где облаченные в картонные костюмы актеры нарочито переигрывают – в духе самодеятельного школьного театра.

Действие первого акта спектакля идет шутливо, пока семиклассники не сталкиваются с войной во Вьетнаме. Она в спектакле не показана, но ходит совсем рядом. Мнимое американское благополучие рассыпается на части, когда в школу приходят первые похоронные письма. «Война – это плохо», – говорит одноклассница Холлинга родом из Вьетнама, Мей-Тай Йонг (Ирина Секушина). «Война – это плохо» – проецируется крупная надпись на «задник» сцены. Против войны выступает и сестра Холлинга, напоминающая зрителям о масштабной акции против войны во Вьетнаме, которую устроили хиппи перед Пентагоном.

Молодым актерам ТЮЗа Роману Лютикову, Анастасии Шевченко, Ирине Секушиной, Лилии Юниковой удается удержать внимание зрителей до конца постановки. По словам Георгия Цнобиладзе, подбором актеров на роли занимался Театр юного зрителя, но в первый день театральной лаборатории режиссер поменял местами три пары артистов.

Зрителей порадовали музыкальные вставки – хиты The Doors «Riders on the Storm» и «Alabama Song», под которые актеры танцевали.

Еще одна «фишка» спектакля – видеомэппинг. Поскольку сценография спектакля минималистична (большие деревянные ящики на сцене превращаются то в парты, то в домашнюю мебель, то в трибуны, то в прилавок булочной), проекции с надписями помогают зрителю понять, в какой именно локации происходит действие и кто есть кто в спектакле. С помощью видеомэппинга режиссер «подписывает» над актерами их роли. Этот же прием заменяет и реплики актеров – над ними, как в комиксах, всплывают «пузыри» со словами и междометиями.

Георгий Цнобиладзе признался, что перед спектаклем случилась «катастрофа» – занимавшие места зрители случайно сбили видеопроектор. Картинки сместились, и актерам пришлось подстраиваться под новое положение видеопроекций. Однако никто из зрителей ничего не заметил.

Необычные приемы вкупе с музыкальным сопровождением оживляют театральное действо и рассчитаны на основную аудиторию зрителей – подростков. Как отметил Георгий Цнобиладзе, идеально, если ребята 12−15 лет придут на спектакль вместе с родителями.

– В современных театрах мало кто делает спектакли для подростков. В 12−15 лет дети открывают для себя мир, но театры не готовы к этому – им кажется, что это по-прежнему пятилетние дети. Театры боятся сложных тем, а подростки уже все знают, они ко всему готовы. Поэтому такие спектакли важно делать искренне и честно, – считает Георгий Цнобиладзе.

Спектакль «Битвы по средам» вошел в репертуар ТЮЗа, поэтому увидеть его можно будет и после Платоновского фестиваля, в новом театральном сезоне.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: