Народный артист России Сергей Безруков представил в Воронеже постановку по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Моноспектакль Московского губернского театра под аккомпанемент Молодежного симфонического оркестра Воронежского концертного зала прошел в ДК 50-Летия Октября 5 и 6 ноября в рамках детского театрального фестиваля «Маршак».
Сценарий спектакля повторяет оригинальный текст произведения, который на протяжении полутора часов на сцене читал сам Сергей Безруков. Артист переходил от читки к актерской игре и анимационному воплощению с помощью игрушек и «песочницы», которая имитирует пустыню. Происходящее на сцене проецировалось на большой экран, на котором зрителям демонстрировали и авторские рисунки Сент-Экзюпери.
Сказка начинается с того, что Безруков от лица рассказчика возвращается в воспоминания о своем детстве и демонстрирует залу игрушки и портрет, где актеру шесть лет.
– «Маленький принц» – мое любимое произведение, – признался артист. – Несмотря на то, что дети, сколько бы я его ни читал, всегда воспринимают его очень весело, задорно, отзываясь на каждое слово, я думаю, что это очень взрослое произведение. Оно на самом деле про нас. Недаром я придумал историю со своим портретом, где мне шесть лет. Маленький принц – это все мы, когда нам было 6 лет. Двор, родители-великаны, домашний питомец – это наш маленький мир, в котором мы жили, наша маленькая планета. Я думаю, что это ощущение маленького принца, этой наивности и чистоты надо сохранять. Несмотря на то, что у нас, у взрослых людей, огромное количество проблем, обязательств – если человек романтик, он все равно находит в себе эти открытые глаза ребенка. Мне кажется, Экзюпери писал именно об этом, об ощущении ребенка внутри себя. Понятно, что мы вырастаем, от маленького принца ничего не остается. Но вот эти глаза должны остаться. Поэтому смотрите чаще на звездное небо, слушайте этот смех, берегите маленького принца внутри себя.
В постановке прозвучали «Карнавал животных» Сен-Санса, «Послеполуденный отдых фавна» и «Облака» из «Ноктюрнов» Дебюсси, вальс и «Павана на смерть инфанты» Равеля.
– Нужно читать детям книги, когда они еще в утробе матери – они все слышат. Нужно слушать музыку. Недаром сегодня звучала французская классика: в сочетании с ней произведение звучит волшебно. Это очень важно, когда дети в таком возрасте слушают классику. Я думаю, что для них это колоссальное событие. Они будут узнавать эти произведения потом, и эмоции, которые они испытали на «Маленьком принце», они будут испытывать, находясь в зале филармонии на выступлении симфонического оркестра, – отметил Сергей Безруков.
По мнению артиста, произведение будет актуально во все времена: автор говорит о вечных ценностях, о жизни и смерти.
– Я впервые в этом спектакле попробовал назвать, что такое жизнь, а что такое смерть. В конце, когда Маленький принц пропадает в песке, появляется ощущение смерти. Но затем он снова появляется, из внутреннего кармана пиджака. И этот волшебный прием, хотя очень простой, на детей всегда действует стопроцентно. И очень важно попытаться детям показать, что смерти не существует, есть ощущение полета – Маленький принц вернулся на свою планету, а смерти вообще нет. Ее не нужно бояться ни детям, ни взрослым. Да, он ушел в землю, но он всегда останется в сердце, потому что душа вечна, – объяснил актер.