Спектакль «Самоубийца» по одноименной пьесе Николая Эрдмана идет в саратовском ТЮЗе с октября 2012 года. Классическая постановка, в которой не выкинуто ни строчки из оригинального текста, пользуется неизменным успехом в родном городе. Воронежскому зрителю спектакль тоже пришелся по душе: артисты сорвали бурные овации.
Поставил «Самоубийцу» в Саратове худрук воронежского Камерного театра Михаил Бычков. С момента постановки режиссер не видел спектакль ни разу. Но как признались артисты, на репетиции перед выступлением на «Платоновском» Бычков сделал им буквально пару замечаний. То есть даже без постоянного контроля со стороны постановщика спектакль живет своей жизнью.
- В театре нельзя халтурить, – сказал худрук саратовского ТЮЗа Юрий Ошеров. – Каждый раз выходя на сцену, артист знает, что от него чего-то ждут, что от него что-то зависит. Поэтому даже без «надзора» постановщика актеры ответственно подходят к своей работе. Кроме того, у нас замечательная труппа, каждый артист влюблен в свою профессию, в свои спектакли и в других артистов. Это невероятно всем нам помогает.
По сюжету, действие происходит в 20-е годы XX века. Семен Подсекальников, повздорив с женой из-за ливерной колбасы, грозится свести счеты с жизнью. Об этом узнает его предприимчивый сосед и направляет к нему желающих получить выгоду из его самоубийства. Если Подсекальникову все равно, за что умирать, то пускай он умрет, например, на благо общественности. Многочисленные авторы предсмертных записок Подсекальникова убеждают его: «В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый».
- Когда мы только начинали играть этот спектакль в Саратове, периодически пугались, насколько много в нем мощных совпадений с современной действительностью, – рассказала исполнительница роли жены Подсекальникова Елена Краснова. – Иногда даже слышали примерно такие отзывы: ребята, а вы сегодня такое ставить не боитесь?
В постановке есть несколько сцен, в которых Семен Подсекальников лежит в гробу. Точнее будет сказать – стоит, так как благодаря особой работе над мизансценами гроб почти всегда находится в вертикальном положении.
- Михаил Владимирович долго думал, что нам сделать с гробом и со мной в нем, чтобы это не травмировало ни зрителей, ни мою маму, – рассказал исполнитель главной роли Артем Кузин. – В первый раз я, конечно, как любой человек, испытывал некоторый страх перед этим гробом. Но вот я в него лег, потом из него встал, дошел до дома, а никакой кирпич мне на голову не свалился. Да и вообще, я столько раз на сцене умирал, меня столько раз убивали, что эта шутка с гробом едва ли представляла собой более серьезную опасность. Так что с тех пор я об этом даже не думал.
Первая за Платоновский фестиваль-2013 классическая постановка привела воронежских зрителей в восторг: зал несколько минут аплодировал саратовским артистам стоя.
- Фестивальный зритель более внимательный, чем обычный городской театрал, - рассказал Артем Кузин. – Когда мы прочли первые новости о Платоновском фестивале, об уходах зрителей из зала, мы, сказать по правде, испугались. Очень ждали, что же будет после первого акта, уменьшиться ли число зрителей. К счастью, этого не произошло.