Коррупция на антисанитарии
Когда судья Александр Перепелица зачитывал те нарушения, которые были на кухне того самого кафе, так и хотелось выдохнуть: «Ничего себе!». Моечные ванны для посуды оказались подключены к канализации без воздушных разрывов. Для дезинфекции посуды использовался непригодный раствор, овощи резали рядом с мясом, не отвели место для обработки сырых яиц… Все это Станкевич, проработавший на своем месте более шести лет, прекрасно видел, когда проверял воронежское заведение, расположенное на площади Черняховского, рядом с железнодорожном вокзалом. Осмотрев кафе, он честно сказал бизнесмену: «Все плохо». Официально по итогам проверки Станкевич мог вынести только отрицательное заключение. Однако чиновник дал понять, что готов за долю малую изменить свое мнение.
- Если вы не войдете в мое положение, то я не войду в ваше, - заявил он коммерсанту.
О людях, которые, покушав в кафе, могли оказаться в таком положении, что точно не позавидуешь, Андрей Станкевич не подумал. Хотя по долгу службы он должен был заботиться о благополучии населения. О чем судья и напомнил, ссылаясь на должностную инструкцию чиновника.
Привокзальное кафе оказывалось под угрозой закрытия, а без положительного заключения санитарного врача ЮВЖД лицензионный орган отказывался выдавать заведению еще и разрешение на продажу слабоалкогольной продукции. Поэтому владельцу кафе пришлось согласиться на удовлетворение чиновничьих потребностей. Правда, бизнесмен посчитал сумму в 45 тысяч рублей слишком завышенной, пробовал поторговаться. Но Станкевич отказался уменьшать размер мзды. Тогда владелец кафе написал заявление в управление ФСБ России по Воронежской области.
Ответит в сорокакратном размере
7 декабря 2011 года оперативники УФСБ обработали денежные купюры специальным идентификатором, дали их бизнесмену Передача денег произошла в офисе главного санитарного врача ЮВЖД на улице Мира. В обмен на деньги Андрей Станкевич передал предпринимателю акт санитарно-эпидемиологической экспертизы и справку о соответствии кафе всем санитарным нормам. Станкевич положил деньги на стол. Через несколько минут его задержали силовики. На руках чиновника были следы того самого идентификатора, которым метили деньги.
Уголовное дело в отношении Станкевича расследовал Мичуринский следственный отдел Московского межрегионального следственного управления на транспорте СКР. Во время следствия были проведены графологическая экспертиза документов и фоноскопическая экспертиза аудиозаписей, на которых Станкевич обещает выдать нужные справки за деньги. Также в материалах дела есть результаты проверки кафе специалистами Роспотребнадзора и их отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение.
В феврале 2012 года Центральный райсуд Воронежа на основании ходатайства следствия отстранил Андрея Станкевича от должности, чтобы исключить возможность оказания им давления на подчиненных. Позже Станкевич уволился по собственному желанию. В судебном заседании чиновник признал себя виновным частично и воспользовался своим правом не давать показания. Отказался Станкевич и от комментариев журналистам, присутствовавшим на вынесении приговора.
Андрей Станкевич слушал приговор с завидным спокойствием. В качестве смягчающих обстоятельств суд озвучил то, что чиновник впервые привлекается к уголовной ответственности, а также тот факт, что его неоднократно награждали знаками за заслуги перед Юго-Восточной железной дорогой.
В итоге областной суд определил для Андрея Станкевича наказание в виде трех лет лишения свободы с лишением права занимать должности на государственной службе в течение трех лет. Также облсуд предписал Станкевичу выплатить штраф в сорокакратном размере от суммы взятки – 1 млн 800 тысяч рублей. Так впервые в Воронежской области при вынесении приговора чиновнику было применено нововведение антикоррупционного законодательства от 2011 года, по которому за получение взятки вводятся кратные штрафы.