Сергей Потапов – инженер по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на воронежском авиазаводе. Эта профессия в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО) появилась в 2016 году. Нужна была и раньше (птицы – давние враги птиц железных), но лишь два года назад на предприятии решили, что работать без такого специалиста – себе дороже. Галка, угодившая в фюзеляж, может нанести урон в миллион рублей. О тонкостях своей работы Сергей Потапов рассказал журналистам РИА «Воронеж».
Орлиная зоркость
Еще до первого полета, до 8:00, Сергей Потапов меряет шагами летное поле – проводит орнитологическое исследование аэродрома. Ходит вдоль поля и считает ворон (сейчас – сезон семейства вороновых). Все свои измерения инженер делает на глаз, без бинокля.
Потапов аккуратно заносит в журнал все наблюдения: количество птиц, их виды, что делали, куда и на какой высоте летели. Если случаются массовые перелеты – тоже обязательно фиксирует. Все эти записи впоследствии анализируют для составления летного расписания с учетом перемещений пернатых.
Две птичьих проблемы
Летное поле авиазавода – своего рода заповедник в городе. Несколько километров простора и тишины, полно жучков, кузнечиков и гусениц. Просто рай для птиц.
Один минус: иногда здесь взмывают в небо самолеты. И еще один – Потапов. Впрочем, его борьба с птицами гуманна. Яды он не использует, ружья у него нет. Но есть рогатка.
– Это для того чтобы птицы не расслаблялись. Они должны чувствовать реальную опасность, иначе бояться не будут, – объясняет инженер.
На совести Сергея Потапова нет ни одной загубленной птичьей жизни. Наоборот, в прошлом году он спас грача:
– Иду и вижу: обеими лапками бедолага завяз в смоле. Клюв распахнул и в отчаянии трепещет. Оторвал я кусок смолы, на котором он барахтался, и отдал проходившим мимо женщинам. Те в цеху его отмыли растворителем и отпустили на волю.
Летучая смесь
Летом над полем парят чайки и ласточки. Встречаются голуби, в основном породистые. Иногда даже ястребы залетают. Но основные здешние обитатели – галки, грачи, сороки, ворóны и даже вóроны. Залетают скворцы, а весной и осенью проносятся косяки уток.
– Где сороки, там мелких птиц нет. Впрочем, воробьи особо и не лезут на летное поле, им удобнее кормиться по рабочим цехам, – делится наблюдениями Потапов. – Больше всего проблем с чайками. Они крупные и плохо реагируют на отпугивание. Голуби тоже бестолковые, и с ними не договоришься. А самые адекватные – вороны. Они не лезут на рожон и сторонятся воздушных судов.
Кроме постоянных здешних обитателей, случаются и залетные. У птиц годами отработанный трафик: с восходом солнца они летят со стороны водохранилища через аэродром кормиться в парки, а ближе к закату – назад к водохранилищу. Иногда тормозят над аэродромом. Трава здесь низкая, и птицы чувствуют себя в безопасности в поисках корма.
На пушечный выстрел
За 15 минут до взлета и посадки самолетов Сергей Потапов выкатывает на летное поле пропановую пушку, которая имитирует звуки выстрелов и пугает пернатых. Кроме того, орнитолог включает биоакустическую установку. Выглядит она как обычный столб, на котором приделаны четыре рупора и пара колонок. Потапов подает напряжение, и столб начинает верещать.
Вакханалия из птичьих голосов напоминает какофонию из фильмов Хичкока.
– Один запев на низкой частоте – для вороновых, другой, на высокой, – для голубей и чаек, – поясняет Сергей.
На записи восемь видов голосов чем-то напуганных птиц. Интервалы каждый раз меняются, чтобы крылатые не привыкали.
– Птицы любопытные: сначала хотят понять, что случилось, поэтому сразу слетаются. А потом удирают. Скорость им придают выстрелы из пушки, – знакомит с тонкостями своей работы орнитолог.
По его словам, через четверть часа над полем всегда воцаряется полная тишина – самолет может взлетать.
– Работа авиационного орнитолога – серьезная. Когда я был еще студентом, в 1973-1974 годах мы целый год проводили исследовательскую работу подобного рода на аэродроме Балтимор. Были там с утра до вечера, чтобы составить точную картину и дать рекомендации пилотам. Ведь это не птицы мешают людям, а наоборот. Они там обитают с незапамятных времен, поэтому подстраиваться нужно именно людям. Как правило, с самолетами сталкиваются лишь молодые, без жизненного опыта птицы. Либо во время миграции их каким-то образом затягивает под авиасудно. Местные же обитатели адаптируются и учитывают своих непрошеных соседей в небе.Александр Нумеров
орнитолог, доктор биологических наук
– В больших аэропортах, чтобы разогнать пернатых, используют чучела мертвых птиц или даже специально обученных соколов и ястребов. Но для маленьких аэродромов это удовольствие недоступное: покупка и содержание обученного хищника стоит около 150 тыс. долларов, – говорит Потапов.
Поэтому на ВАСО Сергей запускает в небо бумажных змеев. Зрелище огромного непонятного существа, парящего в небе, наводит на пернатых ужас, и они быстро улетают. Но иногда достаточно, чтобы Потапов просто появлялся на поле и махал руками. «Живое чучело» тоже вполне эффективно.
С неба на землю
Сергей не всегда воевал с птицами, он – бывший пилот. Летал с 1986 по 2014 год. В основном на самолете Як. В воронежской компании «Полет» перевозил пассажиров и по стране, и за бугор. А когда вышел на пенсию, переквалифицировался.
– Пришлось много почитать, и не только инструкций – всерьез засесть за учебники биологии, узнать про повадки птиц, которые водятся в наших широтах. Наш регион Бог миловал – не было авиакатастроф по вине птиц, а в мировой практике такое встречается сплошь и рядом. Ежегодный ущерб мировых авиакомпаний от подобных происшествий, по оценкам экспертов, составляет более 1 млрд долларов в год, – отмечает Сергей.
Несмотря на свою профессию, наш герой птиц любит. По его словам, нет ничего интереснее в жизни, чем наблюдать за пернатыми.
– Иногда они закручиваются в воронку, как смерч – по часовой стрелке, а бывает, летают кругами, – восхищается бывший летчик.