, Воронеж
  • 36065

С дымком и огоньком. Экскурсионный ретропоезд совершил первую поездку из Воронежа в Рамонь

Семидесятилетний паровоз Л-2349 начнет возить туристов с 7 августа
С дымком и огоньком. Экскурсионный ретропоезд совершил первую поездку из Воронежа в Рамонь С дымком и огоньком. Экскурсионный ретропоезд совершил первую поездку из Воронежа в Рамонь
РИА Воронеж Текст — , фото — Наталья Трубчанинова

Старушка «Лебедянка» снова в строю: знаменитый советский паровоз марки Л-2349 вернулся на рельсы накануне Дня железнодорожника в субботу, 31 июля. Теперь этот черный монстр с красной звездой на фронтоне будет возить туристов от станции Графская до Рамони. Совместный проект правительства Воронежской области с Юго-Восточной железной дорогой и АО «ППК «Черноземье»» получил название «Графский поезд». Его приурочили к 155-летию Юго-Восточной железной дороги. В свой первый рейс с пассажирами ретропоезд отправится уже 7 августа. Кто стал его постоянным «жителем», почему в топке всегда горит уголь и какие блюда можно приготовить на паровозной лопате – в материале РИА «Воронеж».

Ранним субботним утром посетители железнодорожного вокзала Воронеж-1 словно перенеслись на сто лет назад. По перрону под звуки оркестра неспешно прогуливались дамы с кавалерами в старинных нарядах, вальсировали влюбленные пары, девицы в крестьянских сарафанах угощали прохожих леденцами, а мальчишка-газетчик зазывал прохожих на станцию криками «Сенсация! Сенсация! В Воронеж прибывает настоящий паровоз!». Так необычно артисты обыграли торжественный запуск экскурсионного ретропоезда и открытие на вокзале Туристско-информационного центра (ТИЦ), где можно ознакомиться со всеми туристическими направлениями по Воронежской области, экскурсионными поездками РЖД и приобрести на них билеты.

Рядом со зданием ТИЦ временно развернулась выставка макетов паровозов и поездов, созданная в честь 155-летия ЮВЖД. Среди 15 экспонатов представлены, например, первый российский курьерский паровоз, грузовой паровоз серии «Ч» с четырьмя движущимися колесными парами, самый многочисленный паровоз серии «Эм». По количеству и продолжительности выпуска он установил мировой рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, – с 1912 по 1957 год было построено почти 12 тыс. таких локомотивов. Под открытым небом экспозиция проработает недолго: часть макетов вскоре переедет в здание станции Рамонь, другую разместят в выставочном помещении вокзала Воронеж-1.

В торжественной церемонии приняли участие первые лица области и города: губернатор Александр Гусев, председатель Воронежской областной думы Владимир Нетесов, а также директор ОАО «РЖД» по коммуникациям – начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти Юрий Нагорных, начальник Юго-Восточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Павел Иванов и ветераны-железнодорожники.

Губернатор Воронежской области Александр Гусев поблагодарил руководство и коллектив Юго-Восточной железной дороги за новый туристический маршрут.

– Это замечательный подарок городу и области. Мы сейчас уверенно движемся по пути развития туристической привлекательности региона, и, конечно, такой объект и маршрут, по которому будет ходить поезд, повысит престиж Воронежской области. Рамонь – особое место на территории региона, и мы сейчас прикладываем много усилий для того, чтобы восстановить прекрасный дворец Ольденбургских, воскресить память об этой семье, которая очень многое сделала для развития России. К слову, та же железная дорога была построена Евгенией Ольденбургской от станции Графская до Рамони на собственные деньги. Уверен, поезд будет пользоваться популярностью у воронежцев и гостей города, – заявил Александр Гусев.

«Лебедянка» прибыла на перрон вокзала Воронеж-1 с оглушительным гудком, выпустив мощные струи пара. Этот локомотив был построен в 1954 году, он курсировал от Москвы до Рязани, участвовал во многих торжественных мероприятиях. С 2011 года паровоз находится на балансе локомотивного депо Белгород-Курский.

Около минуты машинистам понадобилось на то, чтобы произвести стыковку «Лебедянки» с экскурсионным вагоном. Для туристов эта процедура будет специально проводиться дольше, чтобы они могли рассмотреть все детали, а гид – подробно рассказать об истории и технических особенностях легендарного советского локомотива. Процесс стыковки произвели на Воронеж-1 исключительно ради презентации, впоследствии «соединять» паровоз с вагоном будут только на станции Графская. До нее поезд помчит с единственным в стране действующим электровозом модели ЧС4 производства Чехословакии.

Несмотря на солидный возраст, локомотив не растерял своих прежних скоростных навыков, он может разогнаться до 80 км/ч. Туристы будут ехать чуть медленнее, со скоростью около 60 км/ч. Интересно, что в топке паровоза всегда горит уголь и поддерживается необходимое давление. Даже если локомотив стоит, он все равно должен находиться в распаленном, рабочем состоянии, потому что растопить котел очень непросто – на это может уйти полдня. Огонь тушат, только если надо что-то отремонтировать или промыть детали.

Пассажиров «Графского поезда» встречают проводники в специально сшитой по старинным лекалам униформе. У мужчин это костюмы, высокие сапоги и фуражка, у девушек – белая блузка, длинная юбка и кокетливая шляпка. В обязанность проводниц входит приготовление чая – его выносят в традиционных подстаканниках. К слову, буфета в вагоне нет и на всем экскурсионном маршруте точек общепита не предусмотрено, поэтому посетителям рекомендуют взять в дорогу еду для перекусов.

Экскурсионный вагон представляет собой современный вагон плацкартного типа со всеми удобствами: мягкими сиденьями, кондиционером, холодной и горячей водой. Для уюта и погружения в атмосферу XIX – начала XX века вагон декорирован портьерами с бахромой, настольными лампами, ковровыми дорожками. Каждое купе уникально и посвящено историческим личностям, внесшим вклад в строительство железной дороги, а также людям, которые развивали и прославляли регион: тут и поэты Никитин с Буниным, и создатель трехлинейной винтовки образца 1891 года Сергей Мосин, и новатор Вильгельм Столль, владевший на станции Графская имением и фабрикой, барон Андрей Дельвиг, внесший большой вклад в развитие дорог будущей ЮВЖД, уроженец Воронежской губернии – первый олимпийский чемпион России Николай Панин-Коломенкин. Рядом с портретами размещена краткая историческая справка, но можно воспользоваться QR-кодами и получить дополнительную информацию о том или ином деятеле. А еще можно включить аудиогид и совершить экскурсию по станциям и поселкам, встречающимся по пути следования поезда.

Кроме того, в вагоне обустроено фотокупе. В него не продаются билеты, чтобы все желающие за время поездки смогли сделать снимки. Всего же «Графский поезд» способен принять 48 пассажиров. Сорок девятый участник экскурсии в вагоне «прописался» на постоянной основе. Это манекен, изображающий великого циркового артиста Анатолия Дурова, с которым можно сфотографироваться.

Специально к запуску экскурсионного поезда железнодорожники создали уникальную ретролинию, включившую в себя капитально отремонтированный вокзал на станции Графская, реконструированное в ретростиле станционное здание в Рамони, а также промежуточные остановочные пункты, выполненные в стилистике начала XX века.

Так, на станции Графская заработал «Зал ожидания XIX века», где можно почувствовать себя пассажиром из прошлого, посидев на деревянных лавках или заглянув в старинную билетную кассу, увешанную передовицами газет и объявлениями. На стеллажах расположилось множество экспонатов, связанных с железной дорогой, – от миниатюрных игральных карт, умещающихся в современный спичечный коробок, до буфета с посудой и громоздких дорожных саквояжей.

А станция Рамонь встречает пассажиров деревянными помостами и верстовым столбом с указателями расстояний – до дворца Ольденбургских отсюда 2,6 версты (2,8 км), до Графской – 15 верст (16 км), до музея-усадьбы Веневитинова – 18,8 версты (20 км).

В музее-вагоне размещена экспозиция со стихотворениями Блока, Бунина, Никитина и других поэтов на тему дороги. Это реальный пассажирский двухосный вагон начала века, тщательно отреставрированный мастерами Воронежского вагоноремонтного завода – в нем еще пахнет деревом и лаком. По соседству с вагоном развернулась уличная экспозиция, где можно увидеть ручной пожарный насос и огромный резервуар для воды, посидеть в беседке и послушать, как звучит патефон. Здесь же расположился музей, демонстрирующий быт начальника станции XIX века. В экспозиции представлены подлинные предметы мебели станционного смотрителя, инструменты железнодорожных рабочих, карты железной дороги, телеграфный аппарат Морзе, ходившие в обиходе деньги и даже чугунный сейф – на вид совершенно неподъемный.

После осмотра экспозиции туристов доставят трансфером до дворцового комплекса Ольденбургских, где пройдет уникальная экскурсия, разработанная специально для проекта «Графский поезд».

Во время презентационной поездки пассажиров и встречающих на перроне местных жителей ждал сюрприз. Машинисты приготовили на паровозной лопате яичницу с жареной картошкой и угостили всех желающих.

Раньше при приеме в бригаду помощники сдавали негласный экзамен машинистам. Надо было правильно пожарить яичницу. Для этого требовалось равномерно растопить топку, закидывая уголь по углам отсека, по цвету угольков оценить температуру и определенным образом держать лопату, чтобы блюдо достаточно пропеклось. Если яичница сгорала или выходила, напротив, жидкой, помощник считался негодным.

Отправиться в первую поездку можно уже в субботу, 7 августа. Стоимость экскурсионной программы – 964 рубля. В эту сумму входит: проезд в поезде от Воронежа до Рамони и обратно, автобус до дворцового комплекса Ольденбургских и экскурсия по нему. Общая длительность поездки – 9 часов 35 минут.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: