Руководитель управления спорта: «Менеджмент воронежских команд должен измениться»

, Воронеж, текст — , фото — Михаил Кирьянов
  • 8490
Руководитель управления спорта: «Менеджмент воронежских команд должен измениться» Руководитель управления спорта: «Менеджмент воронежских команд должен измениться»
Владимир Кадурин рассказал о проблемах региональных клубов.

Региональные команды по игровым видам спорта должны научиться самостоятельно привлекать спонсоров, заявил руководитель областного управления физической культуры и спорта Владимир Кадурин в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж». В интервью чиновник сообщил, в какой лиге в сезоне-17/18 будет выступать хоккейный «Буран», кто из воронежцев готовится к Олимпийским играм-2018 и рассказал, какие объекты спортивной инфраструктуры появятся в регионе в ближайшие 1,5 года.

«Клубы должны адаптироваться к новым условиям»

– Несложно заметить регресс команд по игровым видам спорта. В сезоне-16/17 «Факел» и «Буран» показали более низкие результаты, волейбольный «Кристалл» покинул Высшую лигу А, гандбольная «Энергия» стала четвертой среди пяти клубов Высшей лиги. Болельщики волнуются, продолжат ли вообще свое существование хоккейная и гандбольная команды.

– Я бы не был столь пессимистичен. Была выполнена главная задача – сохранить те профессиональные команды, которые у нас есть. Да, некоторые из команд, баскетбольные в частности, ушли в более низкие по уровню дивизионы. Это связано с неспособностью клубов самостоятельно зарабатывать и привлекать спонсоров. Менеджменту необходимо учиться. Много лет команды жили, используя только бюджетные средства. Важный аспект – ради выступлений в более высоких по уровню лиг командам приходилось привлекать спортсменов из других регионов. Ведь очень сложно вырастить в одной области игроков всех амплуа по каждому из командных видов спорта. Но мы ориентируем наши команды на то, чтобы стараться максимально использовать потенциал доморощенных игроков. Это экономичнее. Можно назвать это спортивным импортозамещением. Что касается «Бурана», то клуб подал заявку в Высшую хоккейную лигу.

– Долги клуба погасят?

– По заработной плате у игроков задолженностей нет. За последний сезон не осталось долгов по ряду ключевых аспектов деятельности клуба. Да, есть трудности. Но руководство клуба и областная федерация хоккея их решит. Возможно, клуб сменит юридическое лицо, будет называться «Буран-Воронеж» или еще как-то. Но главное – воронежская команда будет играть в ВХЛ. Сыграла свою роль позиция губернатора, который понимает, что Воронеж – футбольный и хоккейный город. Он считает, что «Буран» и «Факел» должны представлять регион на серьезном уровне. Те виды спорта, где у нас сложились серьезные традиции, мы не потеряем. А где именно будет играть «Энергия» – вопрос. Дело в том, что федерация гандбола России пока не определилась со структурой проведения соревнований. Может, упразднят первенство молодежных команд, а Высшая лига продолжит существование, может, наоборот. Но как только федерация определится, будет решаться вопрос, в какой из лиг будет выступать «Энергия».

– Как так получилось, что менеджмент «Бурана» наделал долгов за сезон-13/14, когда клуб еще финансировался из бюджетных средств? И почему после этого руководитель клуба Сергей Ткачев остался на своем месте?

– Менеджмент «Бурана» работал неэффективно, это так. Там привыкли получать дотации от государства, а не зарабатывать. Поэтому, наверное, и управлять всеми процессами более эффективно они не считали нужным. Но назначение или увольнение руководителей клубов не является задачей исполнительной власти. Чиновники не должны решать вручную все вопросы. Может быть, больше некому возглавить клуб. А может, растят молодого управленца в областной федерации хоккея, постепенно подводя его к решению задач. У клуба есть учредитель, который имеет право самостоятельно принимать решение. Я не всегда соглашаюсь с этими решениями. Я свою позицию высказывал и учредителю, и руководству федерации, и представителям менеджмента клуба. И так со всеми видами спорта. Учитывая, что клубы – это отдельные юридические лица, они должны научиться нести ответственность за принятые решения.

– Вам не кажется, что уход от системы бюджетного финансирования клубов произвели слишком резко?

– В начале 2015 года было принято решение перестать финансировать клубы из бюджетов. Всем клубам еще тогда объяснили, что они должны заняться привлечением спонсоров.

– Получается, у клубов было меньше года на перестройку.

– А сколько времени они должны были получить? Восемь или десять лет? А как наша страна перешла от социалистического уклада экономики к капиталистическому? Болезненно, да. Большие перемены всегда непросто даются, но это не значит, что на них не надо идти. Руководителям клубов предложили взять местных игроков, уйти на дивизион ниже, оптимизировать штатную структуру. Они посчитали, что и так все обойдется. Заставлять их мы не могли. Но необходимость оптимизировать расходы реально возникла, причем во всех сферах, не только в спорте. Государство пришло к этому – оно постепенно сокращает количество чиновников, избавляется от тех активов, которые считает непрофильными. Клубы тоже должны перестроиться, адаптироваться к новым условиям. Даже частичного финансирования команд из бюджета больше не будет. Даже если у региона появятся какие-то средства на развитие физической культуры, я буду ратовать за то, чтобы направить эти деньги в детско-юношеские спортивные школы. Средств на развитие детского спорта не хватает.

«Селекционерам воронежских команд нужно искать игроков в районах области»

– Детско-юношеские спортивные школы тоже должны учиться зарабатывать?

– Да. Федеральные стандарты спортивной подготовки предполагают возможность привлечения внебюджетных источников. Представьте себе, что вы хотите, чтобы ваш ребенок занялся тем или иным видом спорта. С одной стороны, государство может дать вам базу и тренера. Но в то же время вы можете поставить перед собой цель – сделать вашего ребенка чемпионом. Вы можете прийти в организацию, которая занимается спортивной подготовкой и заплатить за эту услугу. И организация с полной степенью ответственности обязана будет привести ребенка к нужному результату. На Западе это является нормой. Нам к этому еще нужно прийти.

– А если у родителей нет на это денег? Ведь спорт – один из немногих хорошо работающих в стране социальных лифтов.

– Социальный лифт работает для тех, кто является одаренным, у кого есть предрасположенность к тому или иному виду спорта. Таких детей государство поддерживает, оно вкладывает в них средства. Но если ребенок не прошел систему отбора, если он не обладает определенными качествами для занятий, например, спортивной гимнастикой – вы можете отдать его в секцию за деньги. Вы заплатите за то, что ваш ребенок будет расти здоровым и сильным. Это нормально. Был такой пример: бизнесмен привел сына в спортивную школу. Сказал: «Я хочу, чтобы он боксировал на уровне мастера спорта международного класса. Сколько это будет стоить?» Тренеры отказались, они не готовы к такой работе, потому что есть ответственность. Не дашь результат – будешь обязан вернуть деньги.

– Воронежские детские команды заметны на всероссийских турнирах. Куда потом пропадают эти талантливые дети?

– Они должны быть мотивированы продолжать занятия спортом, а с этим иногда возникают проблемы. Когда ребенок начинает заниматься спортом, он не думает о карьере, заработках. Он думает о том, чтобы чего-то достичь, порадовать родителей, выполнить задание тренера. Или ребенку настолько нравится его вид спорта, что он с огромным удовольствием всего себя ему отдает. А потом на определенном этапе в эту историю вмешиваются жизненные обстоятельства. Бывает, что родители забирают ребенка из спорта, чтобы он получал качественное образование. Случается, что у самого спортсмена меняются приоритеты. Приведу пример из легкой атлетики. Был у нас один очень талантливый парень, в него очень много вложили. Оплачивали весь тренировочный процесс, поездки на соревнования. И в тот момент, когда парень должен был дать результат, он влюбился, решил жениться. На этом все и закончилось. Я считаю, что тренер и спортсмен виноваты. Если он в одночасье бросил спорт, значит, мотивация была низкой. За парня можно порадоваться, но я как спортивный чиновник отвечаю за то, в кого государство вкладывает бюджетные деньги. Как мне отчитаться за это в соответствии с федеральными стандартами? Поэтому немного справедливее вышло бы, если бы родители изначально вкладывали средства в физическое воспитание своего ребенка. А государство на определенном этапе, видя прогресс парня, говорило бы родителям: «Теперь мы берем на себя выстраивание его карьеры. Будем подводить его к уровню спорта высших достижений». Если бы родители потратили на занятия сына спортом какие-то деньги, он бы трижды подумал, жениться ему или немного с этим подождать.

– Еще одной проблемой тренеры называют отъезд воронежских спортсменов в другие города, где детям предлагают стипендии и более хорошие условия для роста.

– Для тех, кто реально показывает высокие результаты, стипендии есть. В Центре подготовки сборных команд Воронежской области есть штат спортсменов, которые получают некую заработную плату и несут ответственность. Получают премии за результаты, показанные на чемпионатах и первенствах Европы и мира. Это лидеры. А за что платить остальным? Вот занимаетесь вы футболом в секции, любите эту игру. Государство должно платить вам за то, что вы занимаетесь любимым делом? Не думаю. А с теми ребятами, которые занимаются игровыми видами спорта и являются перспективными, должны работать клубы. Селекционеры наших воронежских команд должны не в Курск или Тамбов ехать за игроками, а в районы нашей области. В Богучаре есть талантливые дети, я это точно знаю. Что мешает «Факелу» ездить на игры чемпионата области, отбирать перспективных ребят, давать им какие-то задания и платить символическую стипендию в 5 тыс. рублей?

«Уровень спортивной инфраструктуры в регионе улучшится»

– Кого из воронежских спортсменов можно будет увидеть на зимних Олимпийских играх в Пхенчхане?

– К Играм готовятся пятеро бобслеистов – Андрей Лылов, Петр Моисеев, Алексей Пушкарев, Алексей Стульнев и Станислав Неустроев. Четверка Лылов-Моисеев-Пушкарев-Стульнев – это одни из лидеров сборной России. Им надо будет пройти восемь этапов Кубка мира. И уже в 2018 году главный тренер примет решение о том, кто будет представлять страну на Играх. Шансы у ребят есть – все зависит от их выступлений.

– Какие объекты спортивной инфраструктуры должны появиться в Воронеже в ближайшие год-полтора?

– Стоит задача в этом году завершить реконструкцию стадионов «Чайка» и «Локомотив», которые будут тренировочными базами команд-участниц чемпионата мира 2018. Наша цель – чтобы после окончания турнира поля были переданы нашим детско-юношеским спортивным школам, также они должны быть доступны для населения. Мы продолжим работу по строительству многофункциональных спортивных площадок. Пять появятся в городе, еще шесть – в муниципалитетах. В Петропавловке будет построен стадион. Думаю, что с помощью внебюджетных средств будут построены три пришкольных стадиона и несколько спортивных площадок, которые будут построены по программе «Газпром-детям». Началось строительство ФОКа с бассейном в Кантемировке. Думаю, к концу года оно будет закончено. Еще при поддержке «Газпрома» начнется строительство 50-метрового бассейна в Южном парке Воронежа. Стараемся помогать инвесторам, которые вкладывают свои средства в строительство спортивной инфраструктуры – в этом году появился ледовый дворец в Ямном, еще один будет в ближайшее время введен в эксплуатацию возле торгового центра «Арена». Вообще надо признать, что пока уровень инфраструктуры областного центра отстает от того, что есть в муниципалитетах. Планируем совместно с министерством спорта России начать строительство регионального центра по гребле на байдарках и каноэ. В этом центре будет инфраструктура для занятий разными видами спорта, все это будет доступно для горожан. Еще продолжится реконструкция парка «Динамо», там будет трасса для маунтинбайка, еще одна – для велоспорта-шоссе. Также есть идея помочь Лискинскому муниципальному району с реконструкцией стадиона, попробуем привлечь для этого средства из федерального бюджета. Еще есть инвестор, который хочет построить физкультурно-рекреационный комплекс со льдом, футбольным манежем, теннисными кортами. Попробуем привлечь в этот проект средства федерального и регионального бюджетов. Также мы провели большую работу по приведению к градостроительным нормам земельного участка, который отведен под строительство школы мужской спортивной гимнастики. Если все сложится удачно, сделаем проект этой школы. Уровень спортивной инфраструктуры в регионе улучшится. Еще важно стараться продвигать Воронеж как спортивный город, проводить здесь престижные соревнования.

– Такие как чемпионат России по велоспорту?

– Да, 15 июля пройдет чемпионат России по лыжероллерам, одна из гонок пройдет по улицам города. Это важно делать в том числе и для того, чтобы менять менталитет. В Воронеже некоторые жаловались, что ради чемпионата по велоспорту перекрывались улицы. А в Европе это норма, это элемент стиля жизни. Там муниципалитеты платят федерациям различных видов спорта, чтобы те проводили свои соревнования в их городах. В Стокгольме проходят лыжные гонки на искусственном снегу – люди с удовольствием за этим наблюдают. Сегодня имидж европейских городов строится во многом на двух вещах – экологической обстановке и уровне доступности спортивных объектов.

– Когда станет известно, какие именно футбольные сборные будут тренироваться на «Чайке» и «Локомотиве» во время ЧМ-2018?

– Представители некоторых национальных команд приезжали в Воронеж, но не афишировали это. Официальных встреч пока не было. Иностранцы приезжают на объекты, смотрят на них и оценивают. Но кто будет тренироваться в Воронеже, станет известно лишь в январе-феврале 2018 года, когда за каждым городом четко закрепят команду-участницу. Повлиять на это мы никак не можем.

– Какие , на ваш взгляд, три главные проблемы воронежского спорта?

– Первая – нехватка высокопрофессиональных тренеров. Это главная проблема. Вторая – слабая инфраструктура в региональном центре и отсутствие собственной базы у детско-юношеских спортивных школ. Третья – наш менталитет. Мы думаем, что нам кто-то что-то должен. А это не так. Если хочешь чего-то добиться, нужно брать и делать все самостоятельно. Нужен результат – тренируйся еще больше, готовься, тебя заметят и поддержат. Нельзя сидеть на месте и ждать у моря погоды.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: