Выставка работ ростовского фотографа Сергея Сапожникова «Воронеж» открылась в Воронежском Центре современного искусства в субботу, 10 декабря. Экспозицию составили снимки, сделанные Сапожниковым в частном секторе города за несколько дней до открытия выставки.

Специально для создания фотопроекта Сергей Сапожников приехал в Воронеж за пять дней до открытия экспозиции. В городе фотограф прогулялся по частному сектору в центре – улицам Декабристов, Герцена, Большой Стрелецкой и другим. Результатом этих прогулок стала серия черно-белых фотографий воронежских частных домов. Сапожников исследовал эти постройки с точки зрения формы, аутентичной самостийной архитектуры.

– Мне было интересно посмотреть, как сами люди трансформируют пространство, в котором живут. Никакой архитектор такого придумать не может. Когда над созданием дома работает профессионал, он создает все разумно, в едином стиле. Здесь же мы видим наложение разных эпох, смешение стилей. С одной стороны, сохранение зодческих традиций региона, с другой – использование современных материалов, – пояснил Сергей Сапожников. – Это тот язык, на котором говорит город. Он идет не от архитекторов, не от художников, а от внутреннего мира самих людей, от того, как они сами видят реконструкцию своего жилья. Когда люди все это делают, они в первую очередь думают о практичности, функциональности, но все-таки и о красоте тоже. И она получается очень своеобразной.

На снимках Сергея Сапожникова можно увидеть дом, принадлежащий двум хозяевам, один из которых свою половину оставил старой, а другой свою перестроил. Или современную многоэтажку, возводимую рядом с ветхим сараем, на месте которого явно в скором времени появится условный гараж. Забор, в котором прогнившие деревянные доски заменены на листы алюминия, или самодельную лестницу с несколькими видами перил. На фотографиях нет людей – сами хозяева домов и их истории оставлены за кадром, фотографа интересует только результат их трансформации собственного пространства жизни. Сергей Сапожников подчеркивает: никакой «чернухи» в этом он не видит.

– Может показаться, что приехал какой-то парень, кощунственно наснимал наших трущоб. Нет, я мыслю другими категориями: как меняется архитектура, как рождается определенный стиль. Например, в европейских странах подобная «самодеятельная архитектура» развивается точно также, в условной Италии такое же нагромождение друг на друга кусочков зданий, построенных в XI, XIII, XV веках. У них немного другое чувство прекрасного, поэтому и выглядеть это может иначе, но по сути это одни и те же явления, – отметил Сергей Сапожников. – Мне неинтересно говорить о менталитете этих людей. Я не задаюсь социальными вопросами. Мне интересно наблюдать, как трансформируется эта форма жизни. У этих домов есть изначальное предназначение, есть судьба, будущее, и есть некое стечение обстоятельств, под влиянием которых они меняются. Мы не можем выяснить точно, почему они становятся именно такими, а можем только наблюдать за их изменениями. Причем за этим не стоит, богатое это жилье или бедное, новое или старое, это просто чистый реализм.

Почти все снимки Сапожникова – вертикальные. По словам автора, так кадр получается менее информационно насыщенным, зрителю проще его «считать». Фотограф рассказал, что намеренно снимал все здания «параллельно и перпендикулярно», без выискивания интересных ракурсов, чтобы создать эффект, что фотографии сделаны камерой видеонаблюдения.

– Авторство сведено к тому, чтобы просто показать интересные формы. За этим не стоит никакой позиции кроме созерцания красоты, – отметил Сергей Сапожников.

Выставка Сергея Сапожникова «Воронеж» будет работать в Воронежском Центре современного искусства (пр-т Революции, 29) до 30 декабря. ВЦСИ открыт со среды по воскресенье с 15:00 до 20:00. Вход бесплатный, но организаторы примут плату за билет в качестве пожертвования на развитие Центра.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».