Спектакль «Кабаре Брехт» по биографии знаменитого немецкого драматурга Бертольда Брехта Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета прошел в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля в среду, 10 июня. Известный режиссер Юрий Бутусов и молодые актеры театра, выпускники СПбГАТИ, показали постановку на сцене Воронежского концертного зала.
По признанию артистов, создание «Кабаре Брехт» началось с зонгов – традиционных для брехтовского «эпического театра» музыкальных баллад . Музыкальный руководитель курса Иван Благодер дал студентам задание изучить и исполнить зонги композитора Курта Вайля – друга и соратника Бертольда Брехта. Результат этой работы так понравился худруку курса, режиссеру Юрию Бутусову, что он решил сделать на основе зонгов полноценный спектакль.
– Изначально мы думали о мюзикле, а его первым рабочим названием было «Кафе Вайля», никак не связанное с Брехтом, – рассказал Юрий Бутусов. – Но вскоре мы поняли, что надо искать какую-то драматургию, цемент, который будет все это соединять. И естественным образом мы вышли на самого Брехта, его жену, его женщин. Затем возникла новая линия, связанная с его статьями о театре. Это был человек, создавший свой театральный язык, свою театральную систему, которую изучают и используют по сей день, учитель, философ. Затем вплелись его эссе о войне. И так получился спектакль о жизни Брехта.
«Кабаре Брехт» – третья работа Юрия Бутусова, связанная с великим немецким драматургом и теоретиком театра. В 2008 году он поставил в Александринском театре спектакль «Человек = человек» по пьесе Бертольда Брехта «Что тот солдат, что этот», а в 2013 – «Добрый человек из Сезуана» по одноименной пьесе Брехта (московский Театр им. Пушкина привозил в Воронеж этот спектакль на четвертый Платоновский фестиваль). Юрий Бутусов объяснил, что Брехт – один из его любимых авторов, близкий ему по взгляду на театр.
– Для меня привлекателен придуманный Брехтом способ существования актера на сцене, разрывающий оковы психологического театра и позволяющий хулиганить. При таком подходе, когда актер – это актер, а не роль, которую он играет, возникают большие возможности для раскрытия личности. То есть личность актера оказывается важнее, чем его профессиональные навыки, – сказал Бутусов. – Брехт также говорил об острых политических вещах, но для меня это второстепенный момент. Мне кажется, самое главное, что он очень страстный человек с большим сердцем, обожающий театр.
Во время спектакля «Кабаре Брехт» актеры исполняли зонги на немецком, английском, французском и русском языках. Большинство песен были посвящены антивоенным взглядам Брехта: канву постановки составили композиции «Kanonen Song» («Солдатская песня») из мюзикла «Трехгрошовая опера», «Soldier's wife» («Жена солдата»), «Hey, Christen!» («Эй, христиане!) из пьесы «Мамаша Кураж и ее дети», «To war» («На войну») и другие. Также в спектакле прозвучали стихотворения Брехта, посвященные военной теме. Юрий Бутусов отметил, что за счет антивоенных призывов Брехт звучит сегодня максимально актуально.
Исполнитель главной роли в спектакле Сергей Волков признался, что многому научился у Бертольда Брехта во время работы над спектаклем.
– В моей жизни с появлением Брехта настал важный период, когда понимаешь, что мир совершенно не прекрасен, он огромен, страшен, он болен чем-то. И что нет одной точки зрения, которая могла бы быть правильной. Что нужна постоянная критика того, что происходит вокруг, чтобы быть осознанным и думающим человеком. Потому что иначе можно быстро закостенеть, – поделился Сергей Волков. – Брехт писал, что актер должен не вживаться в роль, а просто играть ее, говорить от себя. Мне очень близка эта позиция. Некоторые монологи для спектакля я придумал сам. Очень своевременная работа получилась, к сожалению.