В пятницу в книжном клубе «Петровский» состоялась встреча режиссера Камерного театра Михаил Бычкова со зрителями. Художественный руководитель труппы рассказал об изменениях, которые произойдут с театром при переезде в новое здание.
- Верю, что в 2014 году мы переберемся в новое здание, хотя пока не могу сказать точно, в каком месяце. Мы сейчас выстраиваем модель театра, от которой многое зависит. К примеру, от штатного расписания зависит, какие новые должности появятся в театре, - рассказал худрук Камерного театра. - Камерный театр изначально задумывался как очень маленький, минималистичный в плане структуры. Я 20 лет работаю без заведующего труппой, заведующего музыкальной частью, завлита – а эти должности есть в любом нормальном театре. Люди часто удивляются, что у нас нет человека, который бы занимался нашими международными связями, подготовкой к гастрольным поездкам. Нет маркетолога. Но условия, в которых рождался театр, были максимально жесткими. Кроме того, у нас просто-напросто мало места. Нам некуда было сажать новых людей.
По словам Михаила Бычкова, сейчас театр готов сделать шаг вперед и при этом не растерять той камерности, которая всегда была ему присуща. Новый зал будет рассчитан на 180 мест. Каждый ряд будет выше предыдущего на 40 сантиметров. Во втором зале смогут поместиться от 40 до 80 человек, там можно будет играть небольшие спектакли, проводить читки и занятия творческих лабораторий.
- Раньше было иначе – в нашем единственном зале не только играли и репетировали, но и изготавливали декорации, - рассказал Михаил Бычков. - А теперь мы в одном помещении будем играть, в другом – репетировать, в третьем – заниматься тренингом артистов. Самое большое пространство в новом здании будет предназначено именно для творчества. Официально у нас будет два помещения для показа спектаклей. На самом деле их четыре, все разные и удивительные. А если все будет построено, как было задумано, то спектакли можно будет показывать даже на крыше здания – впервые в истории города. Надеюсь, увеличится и наша труппа. Будет в театре и новая студия звукозаписи. Надеюсь, пополнит наш коллектив группа музыкантов – четыре-пять человек, которые бы принимали участие в сочинении музыки для спектаклей и проведения концертов. Будут у нас и разные выставки - я рассчитываю, что люди смогут проводить у нас гораздо больше времени, ведь современный театр - это не то место, куда приходят строго на два часа, пока длится спектакль.
Режиссер признал, что участие в строительстве театра отнимает у него много сил и времени.
- Я сейчас толком не репетирую. Изучаю каталоги строительных материалов. Санфаянс, обивка мебели, отопительное оборудование. Мне очень не хотелось бы сюрпризов – не хочется зайти в театр и увидеть шторы, которые подобрала Марь Иванна. У меня недавно закончился срок контракта. Обычно он продлевается на год или на два – но со мной подписали бессрочный контракт. Тем более я должен внимательно выбирать шторы! Я обязан оправдывать доверие. Правда, никуда не делся пункт, что по решению учредителя меня можно уволить.
Ректор ВГАИ Эдуард Бояков выразил мнение, что Камерному театру следует больше работать с произведениями современных авторов.
- Сегодняшним театрам не хватает молодой драматургии – в лучшем случае она воспринимается, как вишенка на торте. А между тем на фестивале в Эдинбурге 80% спектаклей поставлены по текстам современных авторов. А вообще мне очень радостно, что в этом театре не почивают на лаврах, а ищут перемен. Если сегодня все хорошо – не значит, что можно завтра ничего не делать и получить хороший результат послезавтра. Раскрою секрет: мы с Михаилом Владимировичем договорились, что в следующем году он наберет в академии искусств актерский курс. К сожалению, я не уверен, что новая специализация – режиссерская – успеет пройти процедуру лицензирования к новому учебному году. Мы должны также готовить администраторов, специалистов по театральной пластике, звукорежиссеров, продюсеров – в том числе и для находящегося в хорошей творческой форме Камерного театра.
Бычков с мнением коллеги согласился: "Модель нашего театра как авторского должна потихоньку трансформироваться. Мы должны нащупать новый подход. Режиссерские мастерские, читки – есть разные способы его найти. Можно смотреть эскизы других режиссеров и выбирать спектакли, которые будут показаны в Камерном. Я планирую привлекать новых режиссеров. Я был бы счастлив, если бы готовил один спектакль в год, а в остальное время занимался бы стратегическим развитием театра. Растет новое поколение, у которого есть энергия и желание высказаться. И для этих людей нужно создавать условия", - сказал он.
Сергей Муштенко, один из зрителей Камерного театра, попросил Михаила Бычкова организовать онлайн-трансляцию спектаклей.
- Мне кажется, что стоит продавать право на просмотр трансляции спектакля в интернете, - предположил он. - Это не отобьет реальных посетителей у театра – напротив, поможет привлечь новых зрителей. Однако здесь есть опасность: в погоне за массовостью можно утратить камерность, превратиться в поп-проект.
Михаил Бычков пообещал подумать над этим предложением. «На сайтах некоторых уважаемых театров есть такая возможность – за деньги получить пароль к трансляции, который действителен в течение суток. Это не Youtube - это контролируемый процесс. Это поможет тем, кто не может позволить себе поход в театр», - признал режиссер.
Проректор ВГАИ по научной работе Ольга Скрынникова предложила создать фестиваль камерных театров. Бычкову идея понравилась.
- Это один из наиболее подходящих для нас форматов фестивалей. Знаете, забавная ситуация: благодаря усилиям группы людей появился из ничего Платоновский фестиваль. Потом, когда он достиг определенного уровня, набежала толпа: «Вы на наш фестиваль привозите не то! Вы наш фестиваль мараете!». Платоновский фестиваль открыт для всех. А можно создать и фестиваль продвинутого театра – есть же фестивали подобного кино.
Руководитель проекта «Кино на крыше» Иван Дегтярь спросил, не заинтересован ли Бычков в том, чтобы помогать молодым реализовывать подобные идеи в Камерном. Режиссер театра пообещал рассмотреть это предложение.
- Я надеюсь, что у меня будут помощники, компетентные эксперты, которые будут подобные предложения внимательно просматривать. Я много что обдумываю. Не знаю, как Воронеж столько лет живет без современного балета. Да и хорошую оперу в городе не посмотришь. Хочется, чтобы Камерный был площадкой для выражения разных точек зрения. Правда, все-таки не всех. Не должны в Камерном людей учить быстрому похуданию, эзотерике и подобным штукам. Должны быть просветительские проекты об искусстве – лекции, семинары. Нужно учить пониманию того, что происходит на сцене. А просмотр кинофильмов на крыше – это очень интересно, почему бы и нет?
В заключение разговора Бычков признал, что дискуссия оказалась полезной.
- Это не ритуал – это действительно нужная встреча. Я еще раз ощутил, что театр действительно нужен. Мы рассмотрим все те идеи, которые сегодня были озвучены, - пообещал он.