Показы спектакля знаменитого кукольника и хореографа Филиппа Жанти «Не забывай меня» прошли на Платоновском фестивале 4 и 5 июня. Франко-норвежская труппа «Компании Филиппа Жанти» сыграла спектакль на сцене Воронежского концертного зала.
«Не забывай меня», один из самых известных спектаклей Филиппа Жанти, был поставлен в 1992 году. В 2012 году Жанти и его постоянный соавтор Мэри Андервуд создали новую версию постановки в сотрудничестве с норвежскими актерами – выпускниками Nord Trondelag University College de Verdal. Исполнительница главной роли Бенедикте Сандберг рассказала, что новая версия значительно отличается от предыдущей.
– Прежде всего, отличие в цветах. Первоначальная постановка 1992 года была решена в гораздо более темных тонах, там преобладал черный. Наши декорации и костюмы более светлые, и все действие происходит в местности, очень похожей на наши родные края – Скандинавию. Сейчас в спектакле используются, в основном, белый и синий цвета, – поведала Бенедикте Сандберг. – В плане самой игры и отдельных сцен спектакль заметно отличается от предыдущей версии. Несмотря на то, что некоторые сцены и действующие лица частично сохранились, Филипп изначально давал нам свободу воображать. Он никогда не давал нам никаких четких указаний, как именно двигаться и в каких направлениях. Он подавал идею, а мы импровизировали. Поэтому спектакль попросту не мог получиться таким же, как предыдущий.
У каждого из актеров на сцене есть кукольные двойники – манекены в человеческий рост, выглядящие в точности как артисты.
– С самого начала было очень трудно заставить кукол двигаться так, как будто это отдельный персонаж, а не просто наши тени, что у них есть своя жизнь, свой характер, – поделилась Бенедикте Сандберг. – Вообще самым сложным для меня во время работы над спектаклем было водить куклы. Чтобы не была видна изнанка, чтобы не было заметно, что это – я, а это – моя кукла, и я ей управляю. Чтобы куклы была отдельными персонажами, чтобы они жили отдельно от нас.
Актриса Мадлен Розэт добавила, что трудности возникли и из-за большого количества сложного реквизита.
– В спектакле очень много разных материалов – ткани, куклы, костюмы, декорации. Актеры на сцене и танцуют, и поют, и управляют марионетками, и взаимодействуют с декорациями. Невероятно сложно было делать все это одновременно, – призналась Мадлен Розэт. – Мы пытались наращивать все это слоями, постепенно, но тогда Филипп нас прерывал со словами: «Да, вы хорошо танцуете, но нужно, чтобы вы и танцевали, и пели».
Актрисы отметили, что в то же время мастер оставлял актерам большое пространство для фантазии. Сам Жанти черпал вдохновение в своих снах и артистов призывал делать то же самое.
– Изначально Филипп попросил нас полагаться на собственные сны, и это взаимное проникновение разных сновидений друг в друга обогатило и спектакль, и мое собственное воображение, – сказала Мадлен Розэт. – Правда, есть и обратная сторона: бывает, просыпаешься среди ночи и думаешь, господи, опять мне снится мой спектакль!
Бенедикте Сандберг рассказала, что символизм постановки может быть трактован по-разному, и даже среди актеров, задействованных в «Не забывай меня», нет единого мнения, о чем спектакль.
– Для меня он о попытках быть идеальным, быть лучшей версией себя, – сказала Сандберг. – О той звериной природе, которая живет внутри нас и не позволяет нам быть идеальными. Он также о таких человеческих чувствах, как зависть, ревность, сумбурность, замкнутость, с которыми мы боремся внутри себя каждый день.
Справка РИА «Воронеж»
Филипп Жанти – французский театральный режиссер, хореограф, один из самых известных кукольников в мире. В 1967 вместе с постоянным соавтором Мэри Андервуд создал театр «Компания Филиппа Жанти».
Филипп Жанти становился лауреатом двух самых престижных театральных фестивалей мира – Эдинбургского за постановку «Сдвиги» в 1991 и Авиньонского за спектакль «Дедал» в 1997. Театр Жанти гастролировал по всему свету – его артисты бывали в Европе, США, Южной Америке, Австралии, Японии, Китае, Индии и Африке. С 1978 года Жанти часто приезжал в нашу страну, в 2007, 2009 и 2011 его спектакли вошли в программу Чеховского фестиваля. Спектакль «Неподвижные пассажиры» был показан на первом Платоновском фестивале искусств в 2011 году.